Александр Шубин: «Нам удалось обучить вебмастеров использованию микроформатов»

Сегодня стандарт Schema.org поддерживают все ведущие поисковики мира: Яндекс, Google, Bing, Yahoo! Разработка представляет собой живой, гибкий и постоянно дополняющийся новыми наборами классов словарь, который был создан в 2011 году по инициативе разработчиков поисковых систем. Количество наборов классов, описывающих различные сущности и их свойства, в Schema.org исчисляется сотнями. Не удивительно, что использование Schema.org вызывает у вебмастеров не только живой интерес, но и массу вопросов.

О ближайшем будущем стандарта Schema.org и его влиянии на экосистему интернета с редакцией Searchengines.ru беседует Александр Шубин, активный участник инициативы по разработке словаря семантической разметки, руководитель группы семантического веба в поиске Яндекса. Александр окончил с отличием ВМиК МГУ в 2008 году и в том же году пришёл в Яндекс. В настоящее время отвечает за взаимодействие с вебмастерами по программам привлечения партнёрских данных для поиска и других сервисов Яндекса.

SE: Александр, вы принимаете участие в разработке международного стандарта Schema.org. Как он развивается, и чем полезен для отрасли?

Александр Шубин: Schema.org – это уникальная рабочая группа, состоящая из представителей крупнейших мировых поисковых систем. Это один из немногих примеров, когда компании-конкуренты объединяют усилия на благо всей экосистемы.

До создания этого союза каждый поисковик придумывал свой стандарт разметки: например, у Яндекса были Расширения для различных словарей, у Google — Data-Vocabulary.org. Это приводило к тому, что для описания одного и того же объекта вебмастеру приходилось использовать разные словари для разных поисковиков. Schema.org стандартизует такое взаимодействие, и в итоге вебмастер получает тот же результат, прикладывая гораздо меньше усилий. Отмечу также, что в проекте Schema.org главное — это именно удобство и простота для вебмастера, что иногда приводит к трудностям в обработке на стороне поисковиков.

Schema.org постоянно развивается. Небольшие обновления выкатываются примерно раз в месяц. Одновременно на разной стадии обсуждения находится больше десяти значимых изменений. За ними можно следить на специальной Вики-странице.В горячих обсуждениях можно поучаствовать на форуме рассылки [email protected]. В качестве примера большого изменения, которое сейчас активно обсуждается, можно назвать «Роли» — предложение, привносящее в Schema.org элементы темпоральной логики.

SE: Чем лично вам интересен этот проект?

Александр Шубин: Я полностью поддерживаю идею заботы об экосистеме, которая стоит в основе Schema.org. В пылу конкурентной борьбы важно не забывать о благополучии среды, в которой мы все живём.

Другая особенность Schema.org — открытость в обсуждениях. Никакое мало-мальски значимое изменение не произойдёт без одобрения со стороны комьюнити. К слову, вы тоже можете стать его частью, подписавшись на рассылку.

Поскольку это международное объединение (участники живут в России, Испании, Англии и США), то группа является замечательным местом для обмена опытом (в рамках NDA, конечно).

Schema.org позволяет разработчикам по всему миру реализовывать самые передовые проекты. Например, коллега из Google, работающий в Mountain View, в личном разговоре поделился, что недавно принятого стандарта им хватит для создания продуктов на два года вперёд.

Получается, что Schema.org — уникальная международная группа, ценности которой мне близки. Согласитесь, такое не может быть неинтересным.

SE: Не так давно Schema.org представила новую версию, добавив возможность описывать действия или взаимодействие объектов между собой. В чем заключается практический смысл нововведения для вебмастеров? Каким сайтам будет полезна разметка?

Александр Шубин: Cтандарт Actions от Schema.org открывает широкие возможности для спецификации всевозможных действий, которые роботы могут выполнять с контентом и/или объектами на сайте.

Проще всего это объяснить на конкретном примере: каждый из нас пользуется или просто знает о существовании онлайн-сервисов покупки авиабилетов. Сейчас для покупки билета необходимо совершить все действия на сайте: выбрать даты, просмотреть варианты, выбрать подходящий рейс и оплатить его. Представьте, что этот сервис специфицировал взаимодействие с собой некоторым машиночитаемым образом: указал, какие действия возможно совершить, и как это сделать (по сути описал некоторый API). Это означает, что теперь любой робот, понимающий такую спецификацию, может на его базе предлагать покупку авиабилетов своим пользователям. Schema.org Actions как раз является такой машиночитаемой спецификацией. А сервисом-роботом может являться, например, персональный помощник (коллеги по schema.org упоминали о возможности такого использования стандарта).

Ясно, что такое взаимодействие выгодно обеим сторонам: пользователь быстрее получает услугу, а сервис в конечном счёте продаст больше билетов. Кроме того, это приближает нас к глобальной идее семантического веба – когда роботы (так называемые «агенты») смогут строить картину реального мира и выполнять в ней какие-то действия без вмешательства человека.

В более простом варианте Actions позволяет связывать веб-страницы и приложения (так называемые «deep links») или реализовать интерактивный функционал в интернет-сервисах. Типичные примеры: Яндекс.Острова и Google Gmail Actions.

Если на сайте присутствует функционал интерактивного взаимодействия, вроде покупки авиабилетов, если есть необходимость связать веб-страницы со своим приложением, или если он подходит под партнёрские требования продуктов, использующих стандарт, то вебмастеру однозначно стоит задуматься о размещении такой разметки на ресурсе.

Помимо уже приведённых ссылок можно почитать эту Вики-страницу, где разработчики подробно разбирают кейсы по использованию словаря и мотивы его разработки.

SE: Удалось ли вам «приучить» вебмастеров к использованию микроформатов и микрораметки?

Александр Шубин: Я бы говорил не про «приучить», а про «обучить». Обучить удалось. Мы видим, что больше четверти (25%) всех страниц в интернете размечены какой-либо разметкой. Наиболее популярными форматами являются Open Graph protocol (около 20%) и Schema.org (около 8%). Более подробную статистику и другие интересные факты можно найти в презентации Юлии Тихоход с конференции KESW.

Создавая продукты, мы одновременно прикладываем значительные усилия именно на обучение вебмастеров. Регулярно выступаем на конференциях и пишем обучающие статьи. Недавно приступили к публикации цикла обучающих статей на «Хабрахабре». Первую статью цикла можно посмотреть тут, а вторую — вот тут.

SE: Открывают ли обновления, связанные со Schema.org, какие-то принципиально новые возможности для Яндекс.Островов?

Александр Шубин: Schema.org Actions безусловно могут служить технологической платформой для Яндекс.Островов. Часть стандарта уже используется.

Более широкое применение требует более тщательного продумывания. Мы будем стараться применять в первую очередь именно этот стандарт.

Редактор-переводчик портала Searchengines.ru, работает на сайте с 2010 года. Специализируется на западном интернет-маркетинге, новостях социальных сетей и поисковых систем. Постоянно принимает участие в профильных семинарах и конференциях в качестве журналиста-обозревателя. Языки: английский, французский.