Автор:  Кристофер Джонс (Kristopher Jones) – основатель и глава LSEO.com. Компания занимается разработкой ПО и предоставляет услуги по поисковой оптимизации сайтов.

В попытке побороть монополию Facebook в области контента Google запустил проект Accelerated Mobile Pages (AMP). Из-за ограничений в отслеживании статистики и протокола, который уводит пользователей с сайта, многие эксперты были уверены, что AMP не получит широкого распространения. Тем не менее, проект намного опередил «моментальные статьи» Facebook с точки зрения использования и обсуждений в SEO-сообществе.

Однако нельзя с уверенностью сказать, что Google AMP оказал значительное влияние на поисковую индустрию. Этот проект напоминает виртуальную реальность или 3D-принтеры. Несмотря на новаторский характер этих технологий и их способность действительно формировать будущее мира, мы всё ещё ждём, пока они насытят рынок.

Хроника основных событий, связанных с AMP

  • 7 октября 2015 года – Google представил проект AMP.
  • 24 февраля 2016 года – Google официально запустил AMP.
  • 20 сентября 2016 года – AMP-страницы были включены в основную выдачу Google.
  • 4 ноября 2016 года – Google объявил о работе над mobile-first индексом.
  • Март 2017 года – AMP Conference. Google сообщил, что поддержка AMP появится в поисковых системах Baidu, Sogou и Yahoo Japan.
  • 23 мая 2017 года – Google начал автоматически конвертировать объявления медийной рекламы в AMP-формат и запустил целевые AMP-страницы для поисковой рекламы.
  • Дата пока не установлена – запуск mobile-first индекса.

Роль AMP

С момента официального запуска количество документов в формате AMP выросло до более чем 2 млрд. В сентябре 2016 года эта цифра составляла лишь 600 млн.

Количество доменов, которые содержат AMP-страницы, увеличилось до более чем 900 тысяч. В их числе значатся такие крупные домены, как eBay, WordPress и The Washington Post.

Результаты исследований, посвящённых влиянию AMP на сайты:

  • По данным Adobe Analytics, на долю AMP приходится 7% интернет-трафика ведущих издателей в США.
  • Издание The Miami Herald зафиксировало 10% рост такого показателя, как время контакта с сайтом (dwell time), по тем пользователям, которые посещали AMP-страницы.
  • По данным исследования DoubleClick, 90% издателей, внедривших AMP, наблюдали рост показателей вовлечённости пользователей, а 80% также сообщили о повышении видимости.

При этом в ожидании запуска mobile-first индекса Google внедрение AMP или Progressive Web Apps (PWA) рекомендуется чаще, чем использование отдельного мобильного домена или адаптивного веб-дизайна.

Результаты исследований, говорящих в пользу внедрения AMP до запуска mobile-first индекса:

  • К 2020 году 70% всего мобильного трафика будет приходиться на смартфоны.
  • Исследование 2016 года выявило, что 58% всех поисковых запросов поступает с мобильных устройств.
  • 53% веб-страниц покидаются пользователями, если их загрузка длится более 3 секунд.
  • Замедление сайта на одну секунду может снизить конверсию на 20,5%.

На данный момент многие компании и издатели всё ещё не внедрили AMP. Несмотря на в целом положительные показатели трафика, AMP убирают многие элементы со страницы и выводят пользователей за пределы сайта. При этом многие SEO-эксперты считают, что преимуществ у AMP намного больше, чем недостатков.

Ниже мы попробуем глубже проанализировать влияние AMP на сайт, и почему эта технология всё ещё не получила широкого распространения на рынке.

Плюсы и минусы AMP

Google представил AMP как часть инициативы, призванной улучшить опыт взаимодействия с сайтами мобильных пользователей. На уровне дизайна код AMP удаляет рекламное ПО и JavaScript, которые плохо загружаются на мобильных устройствах.

Простая структура AMP приводит к тому, что документы в этом формате загружаются в четыре раза быстрее, чем обычные веб-страницы, при этом потребляя в 8 раз меньше мобильных данных.

AMP – проект с открытым исходным кодом, который постоянно обновляется. Владельцы сайтов добавляют на свои ресурсы код AMP, который подтягивает данные из AMP Cache для отображения веб-страниц со скоростью молнии.

Для ускорения загрузки страниц AMP использует рендеринг AMP Cache на уровне сервера. AMP также предлагает настройки для изображений, которые позволяют сократить потребление мобильных данных на 45% и уменьшить размер документов.

Всё это значимо для SEO, поскольку более быстрая загрузка страниц приводит к уменьшению показателя отказов и коррелирует с более высокими показателями конверсии и времени контакта с сайтом.

Кроме того, ускоренные страницы важны для Google. AMP-контент не только появляется в основной поисковой выдаче, но и включается в карусель «Главные новости» в топе выдачи, что поощряет всё больше издателей использовать этот формат. Внедрение AMP позволяет сайтам расширить своё присутствие в Google и существенно повысить органический CTR.

Помимо этих метрик, AMP и PWA – это две наиболее эффективные стратегии в условиях перенасыщенного рынка приложений. Убирая отдельные элементы страницы и сокращая рекламное пространство, эти технологии также улучшают юзабилити сайта.

Помимо плюсов переход на AMP также влечёт за собой ряд трудностей. Так, большинство AMP-документов позволяют добавить лишь один рекламный тег и сделать это не так просто. Ещё больше обескураживает тот факт, что для корректного добавления AMP-кода в исходный код сайта желателен опыт в области веб-разработки.

Наконец, не все AMP-документы создаются одинаковыми. Хотя медианное время загрузки AMP составляет 1 секунду, 99% AMP-страниц загружаются в пределах 8 секунд. Это происходит потому, что многие владельцы сайтов используют урезанные версии AMP-кода или попросту не могут правильно его внедрить.

Ещё одна проблема – отслеживание статистики AMP-страниц.

Мы не можем отрицать важность той роли, которую AMP будет играть в mobile-first алгоритме Google. Но на данный момент технология AMP остаётся в зачаточном состоянии, несмотря на положительные результаты, полученные крупными брендами.

При этом есть ещё один важный момент, который мы ещё не обсудили.

Препятствия для расширения влияния AMP

Вряд ли кто-то может с уверенностью сказать, что появление AMP действительно сильно повлияло на поисковую оптимизацию или стало революционным событием для отрасли, как изначально ожидалось. По нашему мнению, в ограниченном влиянии технологии на SEO повинны два фактора:

  1. Google всё ещё не запустил mobile-first индекс, и никто не знает, насколько значительными и долгосрочными окажутся последствия этого события. Поэтому острой необходимости переходить на AMP-формат на данный момент нет. Достаточно наличия адаптивного дизайна.
  2. Мы предполагаем, что в будущем наличие AMP на сайте будет использоваться в качестве небольшого фактора ранжирования в mobile-first алгоритме Google. До тех пор использование AMP не даёт значимых конкурентных преимуществ.

Массовому проникновению AMP на рынок, по нашему мнению, препятствует в основном один фактор: большинство пользователей поисковой системы и компаний по-прежнему не знаю, что такое AMP.

Работая над этой статьёй, мы не нашли результатов опросов пользователей на тему того, знают ли они, что такое AMP, и отдают ли они предпочтение страницам этого формата. Единственный найденный пост в Twitter говорит о том, что люди остерегаются переходить по ссылкам, помеченным молнией.

В попытке привлечь внимание к ускоренным страницам Google тестировал более заметные иконки AMP, призванные побудить пользователей чаще переходить по AMP-ссылкам.

Однако до тех пор, пока вовлечённость пользователей во взаимодействие с AMP-контентом не повысится, Google следует активнее информировать их о том, что такое ускоренные страницы, и в чём их преимущества.

Будущее проекта AMP зависит от успешного донесения этой информации до пользователей. Так, большинство людей не знают, что в блоке «Главные новости» показываются только AMP-страницы.

Возможно, Google следует нанять маркетинговое агентство, чтобы повысить узнаваемость технологии среди владельцев бизнеса и пользователей.

Как бы там ни было, на данный момент внедрение Google AMP – это дело выбора и нет никакой необходимости срочно заниматься этим вопросом.

ИСТОЧНИКSearch Engine Journal

Редактор-переводчик. Специализируется на западном интернет-маркетинге и SEO. Освещает события в этой области с 2014 года.