Анализ платных ссылок в Google Penguin

Доклад был представлен Константином Леоновичем, менеджером по работе с ключевыми партнерами Sape.ru, в рамках потока, посвященного поисковому продвижению сайтов, на конференции «8P», которая прошла в Одессе 14 июля 2012 года.

Свой доклад Константин начал с сообщения о том, что буквально через 3 дня алгоритму Penguin исполнится 3 месяца. В преддверии этой даты, докладчик и решил поделиться с присутствующими наблюдениями западных исследователей и наблюдениями, которые проводились специалистами Sape, относительно этого алгоритма Google.

По словам Константина, самое первое наблюдение, которое сделали все специалисты по продвижению – в Google Пингвине проблема с текстами ссылок, с анкорами. И были сделаны замеры, по которым сайты, у которых большинство анкоров содержало ключевое слово, очень сильно просели по позициям – до 38 позиций. Другая часть сайтов, которая имела менее 50% внешних ссылок с точными вхождениями, просела в среднем на пять позиций. И была еще та часть сайтов, которая поднялась – это те сайты, у которых процент точного вхождения ключевых анкоров в общий анкор лист был менее четверти. Соответсвенно, первый вывод, который сделали все американцы, европейцы и так далее – нужно разбавлять анкор лист неточными вхождениями и прямыми ссылками.

Далее Константин рассказал об исследовании, проведенном специалистами биржи Sape. Для этого было взято три группы доменов – все из зоны com.ua. Домены были разделены на три группы по количеству купленных ссылок: от 100 до 500, от 500 до 1000 и от 1000 и более.

Условно можно сказать, что от 100 до 500 ссылок – это новые сайты, которые недавно начали продвижение или не особо конкурентные. От 1000 ссылок – это наиболее конкурентные запросы, там, где требуется большое количество ссылок. Как видно, процент нахождения в топе данных доменов из зоны com.ua плюс-минус одинаков. Причем все домены этих групп были взяты с малым количеством анкоров и так, чтобы самый популярный анкор для этих доменов был коммерческий и желательно однословный или двухсловный высококонкурентный запрос.

Какой можно сделать вывод? В Украине по-прежнему работают высокочастотные точные вхождения в большинстве продвигаемых сайтов, и это дает достаточно интересный процент выводов в топ: от 70 до 80. Это довольно хорошая статистика, которая позволяет сеошникам и в России и в Украине немного расслабиться на предмет того, как Пингвин воздействует на сайты.

Второй вывод, который был сделан зарубежными исследователями при анализе анкор-листов и доноров, был основан на том, что среди тех сайтов, которые просели сильнее всего – высок был процент тех сайтов, которые получали ссылки с любых доноров (беспорядочные ссылочные связи). Эти сайты больше всех просели, поэтому и был сделан вывод о том, что ссылки с нерелевантных страниц и сайтов являются для Пингвина ярким маркером спам-продвижения, поэтому ссылки для продвижения должны быть с близкотематических ресурсов.

Сайты, потерявшие свои позиции в выдаче после Penguin Update, как правило, имеют очень низкий процент входящих ссылок с доменов и веб-сайтов, относящихся к той же самой нише:

Справа расположены сайты, получавшие ссылки только с тематических сайтов. Иными словами, западные исследователи выяснили, что просели под Пингвин те сайты, которые ставили ссылки со всех подряд и более 50% сайтов просело, у которых процент вхождения внешних ссылок был 50% на 50% - тематичный и нетематичный.

Еще один график, демонстрирующий процент просевших сайтов, в зависимости от нахождения ключевых слов в анкор-листе:

Каждый сайт, который потерял свои позиции в выдаче после Penguin Update, имел более 60% входящих ссылок с анкорами, состоящими из «денежных ключей». Под Пингвин попали сайты, которые размещали невидимые ссылки, невидимые тексты и те, которые перегружали страницу ключевыми словами.

Если прямые вхождения «денежных ключей» используются менее чем в половине анкоров входящих ссылок, сайт гарантировано не будет понижен в выдаче после обновления Google Penguin.

Также, по словам докладчика, западные гуру совершенно уверены в том, что отрицательным фактором оптимизации страницы для Пингвина являются: перегруженность страницы ключевыми словами, скрытые от пользователя ссылки и текст и перегруженность страницы рекламой.

Но это все совершенно очевидно и совсем неинтересно. Константин привел эти все факты лишь для того, чтобы обозначить точку зрения западных гуру относительно Пингвина.

Есть более интересные исследования, как например исследования Microsite Masters, приводят следующую статистику попавших под фильтр и не попавших сайтов (красные и синие):

Содержание ключевого слова в домене. Слева - сайты, которые не просели, содержали ключевое слово в домене или url, вторая группа, наименее всех просевшая, содержала два и более ключевых слов в url, как в домене, так и в адресе страницы. А вот самая просевшая группа – это сайты, которые не содержали ключевых слов в url и те сайты, у которых денежный ключевик превалировал над остальными. Они сильнее всех просели.

Еще одно мнение западного гуру касается того, что Google вообще старается отойти от анкорного ранжирования и больше обращать внимание на связку донора и тематические показатели реципиента:

Питер Мейерс: «Google пытается отказаться от учета анкорного текста или понизить его важность, взамен на учет «тематической/контентной релевантности ссылающихся сайтов» в качестве основного показателя качества ссылок».

Далее Константин привел слайд из своей презентации трехгодичной давности, в которой сделал прогноз, который сбылся:

Прогноз как раз и состоял в том, что через некоторое время любой сайт, который будет продвигаться в сети, будет работать со ссылочным ранжированием, и будет получать ссылки по определенному алгоритму. Константин говорил ранее, что сначала идут самые крупные отраслевые сайты, потом тематические сайты, потом тематические страницы и уже потом, если всех этих полученных ссылок не хватило для достижения Топа, можно начинать покупать ссылки все подряд. По сути, Google Пингвин, подтверждает этот прогноз. Тематика на Западе рулит.

В качестве примера, Константин привел один из известнейших кейсов (весьма подробно описанного здесь), когда производитель популярной темы для Wordpress WPMU.org потерял с 6 тысяч трафика до полутора тысяч, в связи с вводом Пингвина. Что было сделано в ответ? Они постарались, как-то исправить этот процесс и удалили все дубликаты страниц, дублирующиеся дискрипшны и мета-теги, удалили спамные ссылки, постарались получить релевантные ссылки из социальных сетей, купили натуральных ссылок. Так как тема WPMU.org была очень популярна, у них было более полумиллиона ссылок сайтов, использующих эту тему. Они их убрали, и это привело к возврату 26 мая.

Эти наблюдения относительно антиспам-алгоритма Пингвин дают возможность подумать, что он немного туповат, что он топорно считает ссылки и ломает позиции сайта. И пример тому - WPMU.org, когда просто анкор-лист был заспамлен большим количеством ссылок с нетематических ресурсов и это завалило целый сайт. Работа топорная и об этом говорит сам Мэтт Каттс из Google.

Человек, который является рупором всех новостей обо всех алгоритмах Google предлагает тем, чей сайт «накрыл» Пингвин, следующий алгоритм действий:

•Убрать спам на страницах;

•Убрать все «плохие» ссылки, на которые есть возможность повлиять;

•Дождаться информации о новом Penguin Update, и проанализировать изменения;

•Если существенных изменений не произошло, то продолжить «чистку», или подумать о том, чтобы создать новый сайт.

Мэтт Каттс настоятельно не рекомендует использовать ссылки сомнительного качества. Многие из них продолжают работать и после Penguin Update, но они не являются хорошим средством для поднятия позиций тех сайтов, которые уже пострадали от этого обновления. Формулировки Мэтта тем и привлекательны, что всегда оставляют много места для маневров и воображения.

Далее Константин предложил вернуться к первому слайду, где было показано, что для новых сайтов, которые покупают анкоров от 100 до 500 доля запросов в топе 72%. То есть, если в высококонкурентных тематиках там, где от 1000 – это понятно, то для новых сайтов это странно. И тут как раз виден Google Пингвин в действии в Украине – если начать покупать ссылки со всех подряд сайтов, то среди вот этих 100 – 500 сайтов, которые будут на вас ссылаться, будет основная масса плохих сайтов. А для нового сайта процент плохих сайтов в общей массе будет очень высок. Вот здесь, по мнению Константина, и находится эта точка, где Пингвин рубит сайты и в России и в Украине. То есть, там, где новый сайт продвигается спамными ссылками и дешевыми. То, что называется покупать все подряд. Если покупка ссылок производится по алгоритму сверху вниз, то все риски снимаются, если же покупать ссылки снизу вверх, то риски попадания под Пингвин только увеличиваются.

Также докладчик привел еще одно мнение еще одного западного специалиста отрасли, Питера Янга (Peter Young), главы компании Mediacom, которое должно добавить всем понимания, что такое Google Пингвин:
«Прежде всего, важно уяснить, что алгоритм «Панда» призван бороться с поисковым спамом, в то время как «Пингвин» «заточен» исключительно на борьбу с неестественными (т.е. коммерческими) исходящими ссылками, переполнения страниц сайтов ключевыми словами, а также призван искоренять абсолютно любые попытки манипулирования выдачей» (полный обзор выступления Янга на SAScon’12 читайте здесь).

Если Google Панда – это алгоритм, который оценивает спам в поисковой выдаче, который убирает нерелевантный контент, который убирает дублированный контент, то Google Пингвин – это, по сути, алгоритм против платных ссылок. Потому что платные ссылки уменьшают доход от контекстной рекламы.

В завершение своего выступления, Константин дал несколько советов тем, чьи сайты просели под Пингвина. Итак, если Пингвин дотянулся до вашего сайта, то:

1. Не надо спешить и обрубать сразу все ссылки. Даже плохие ссылки могут передавать вес. Часть снятых ссылок может давать позиции в другой поисковой системе.

2. Используйте следующую стратегию снятия ссылок:

  • Непроиндексированные
  • Помойки
  • Подвалы с десятком ссылок
  • Сетки сайтов (раскрытые).

3. Не спешите посылать запрос на пересмотр позиций. Просьба о пересмотре навряд ли ухудшит ситуацию. Penguin – это машинный алгоритм, а не ручное наказание. Сам по себе такой запрос ничего не изменит. Посылайте его только после того, как избавитесь от всех ссылок сомнительного качества и любых других признаков использования черного и серого SEO.

Новая стратегия продвижения, по мнению западных гуру:

  • Создание микросайтов
  • Сеть качественных блогов
  • Разнообразие ссылок и анкоров
  • Игра по правилам Google
  • Инвестиции в контент
  • Создание сайтов явно указывающих на их принадлежность к реальному бизнесу

50+ вещей, которые следует знать каждому линкбилдеру. Часть 1

Нравится нам это или нет, но линкбилдинг остается большим-пребольшим бизнесом

Чем отличается подбор ключевых слов для поисковой оптимизации и контекстной рекламы?

Часто, после завершения работы по подбору ключевых слов для клиентских проектов, Дженни Хэлэж задают вопросы о том, почему она не добавила некоторые из очевидных запросов или...

Все что вы хотели знать о хороших, плохих и пустых ссылках

Ссылки всегда были популярной темой для дискуссий о поисковой оптимизации

Как научиться SEO

Рано или поздно перед каждым из нас встает вопрос «Как эффективно изучить Х?». А у посетителей профильных ресурсов под Х часто подразумевается SEO

Проверяем, работает ли выбранная стратегия наращивания ссылочной массы

Помогает ли используемая стратегия наращивать ссылочную массу быстрее, чем это происходило бы без ее использования

Как семантический поиск скажется на SEO?

Англоязычная аудитория Google уже заметила довольно серьезные изменения первой страницы результатов поиска. Скоро это увидят и остальные...