Андрей Добрынин: «Каждый четвертый пользователь рунета минимум раз в месяц заходит на Slando»

Slando – это международный портал частных бесплатных объявлений, объединяющий миллионы покупателей и продавцов в нескольких странах мира. На сегодня на сайтах Slando насчитывается более 15 миллионов актуальных объявлений в 8 основных рубриках и 140 подкатегориях. База Slando Россия – это более 8 миллионов объявлений.

Ежедневно Slando Россия посещает более 700 000 уникальных посетителей, просматривающих более 9 000 000 страниц.

База Slando Россия ежемесячно пополняется более 2 000 000 новых объявлений.

Еженедельно Slando.ru помогает провести более 1 млн. сделок.

Новое объявление появляется на Slando.ru каждые 2 секунды.

Главный офис Slando расположен в Лондоне, а директором портала интернет-объявлений является Андрей Добрынин, успешно реализующий стратегию компании и координирующий работу всех подразделений.

За 11 лет в интернет-проектах Андрей Добрынин прошел путь от программиста до первого руководителя компании, развивая управленческие и технические навыки. Он также руководит онлайн и оффлайн-продвижением Slando, чья маркетинговая политика является весьма последовательной и эффективной. Сегодня Андрей в гостях у нашей редакции и мы решили задать ему несколько вопросов.

Андрей, большое количество хороших идей в рунет приходит с Запада и Европы. Ваша компания – не исключение. Расскажите, когда и кому пришла идея развивать этот бизнес в рунете?

Все началось с того, что бывшие банковские сотрудники Саймон Круколл и Майкл Пеннингтон в 2000 году создали в Великобритании проект Gumtree.com, который за 5 лет обеспечил себя ежемесячной миллионной аудиторией. В 2005 году Круколл и Пеннингтон продали Gumtree.com американской компании eBay, но бросать удачно начатый бизнес не захотели и взялись вместе с eBay создавать новый проект — Slando. Офис компании Slando Ltd партнеры открыли в Лондоне, но развивать свой бизнес решили по всему миру. Так в 2006 году в России появилась первая доска бесплатных объявлений Slando.

Расскажите о специфике международного интернет-бизнеса. Насколько разнится менталитет, законы, рекламодатели, пользователи? Так ли уж велики различия или все-таки больше общего?

В целом пользовательские предпочтения в России, Украине, Беларуси, Казахстане – странах, где развивается Slando, – очень похожи. Конечно, на каждом рынке есть свои особенности. Так, украинские пользователи Slando наиболее активны: там наибольшее количество объявлений на одного человека, они охотнее читают наши рассылки и переходят по ссылкам. А вот российские пользователи эмоциональнее реагируют на любые изменения и новшества.

Вы отвечаете за успешную реализацию стратегии компании Slando и координируете работу всех подразделений. Есть ли какие-то интересные находки и кейсы, о которых хотелось бы рассказать?

Да, за последние полгода мы пришли к тому, что 100% оправдывает себя хороший креатив в сочетании с агрессивным маркетингом. Лучшее тому доказательство – наша осенняя кампания в России, запомнившаяся ТВ-роликами с вопросом «Мозги есть?». Результаты превзошли все наши ожидания: общая посещаемость Slando уже за месяц удвоилась, причем прямой трафик на сайт вырос в четыре раза, а брендовые запросы по итогам кампании – на 680%.

Прекрасную эффективность показала и наша кампания по привлечению работодателей и соискателей в разделы «Работа» и «Услуги». Мы использовали практически все возможные каналы продвижения, сделав при этом основную ставку на ТВ – смешные, яркие ролики с запоминающимися героями, в которых люди узнавали себя и своих начальников. Всего за месяц количество вакансий и резюме увеличилось в 3 раза, эффективность объявлений потрясающая, люди пишут благодарности в нашем блоге о том, что нашли работу. В результате найти сотрудников на Сландо теперь легче, чем где-либо – мы заняли первое место в Рунете по количеству вакансий в промышленной сфере и сфере услуг.

Есть ли у компании Slando свой отдел, занимающийся продвижением, или вы отдаете эти услуги на аутсорсинг?

Продвижением по большей части занимаются штатные специалисты, у нас подобралась отличная команда маркетологов, профессионалов в своем деле. А SEO продвижением Slando уже 5 лет успешно занимается команда одной из крупнейших украинских студий интернет-маркетинга– Netpeak. Мы выбирали опытных специалистов, которые при этом отнеслись бы к нашему бизнесу, как к своему. Отмечу, что для нас очень важны человеческие качества людей — их инициативность, проактивность, вовлеченность. Все это мы нашли в Netpeak.

Slando также активно рекламируется в оффлайновых средствах массовой информации. Какие рекламные каналы вы считаете наиболее эффективными? Как вы рассчитываете эффективность того или иного канала и как сравниваете?

Если говорить о таких охватных кампаниях, как наши, то, безусловно, ТВ является самым эффективным рекламным каналом по цене за контакт. Мы замеряем такие показатели, как количество объявлений после рекламной кампании, количество привлеченных покупателей, количество запросов в поисковых системах, учитываем brand awareness.

В оффлайне также очень хорошо показало себя радио. Особенно для тех людей, которые не смотрят телевизор, зато регулярно ездят по городу на автомобиле – таких довольно много, и это безусловно наша аудитория.

Slando – крупнейшая и успешная компания. Но конкуренция среди порталов бесплатных объявлений усиливается. Кого вы считаете своим главным конкурентом на рынке и как собираетесь его победить? 🙂

Рынок только формируется, и мы в полной мере рассчитываем на лидерство Slando как в России, так и в других странах Восточной Европы. В Украине, Беларуси и Казахстане есть доски объявлений, которые смогли собрать немалую аудиторию — но, как правило, она в несколько раз меньше той, которая использует Slando. Поэтому в этих странах серьезной конкуренции мы не ощущаем.

В России ситуация иная, там у нас есть конкурент — Авито.ру. Планируем стать лидером за счет более качественного сервиса и контента, более удобного продукта, отсутствия навязанных платных сервисов. Ведь Авито сейчас очень сильно монетизируется, превращаясь в площадку для интернет-магазинов и бизнесменов. А мы остаемся верны своему главному принципу – быть бесплатным сайтом для простых людей.

Slando уже 6 лет существует на российском рынке. Сколько времени потребовалось, чтобы добиться первых ощутимых результатов? Что изменилось за эти годы? Как изменился потребитель? Увеличилась ли доля тех, кто готов совершать сделки через доски объявлений, и какие категории объявлений пользуются наибольшей популярностью?

Результаты нашей работы не заставили себя долго ждать: уже через год после появления на российском рынке Slando добился успеха – количество объявлений на сайте перевалило за миллион. Тогда мы убедились, что людям нравится наш сервис, что он очень востребован. В 2007 году мы выросли на 200%, в то время как многие другие игроки в то время росли лишь на десятки процентов. У нас появились региональные сайты и быстро растущая аудитория, которая регулярно пользовалась Slando, ежемесячно просматривая около 20 млн страниц портала.

А возможность стать по-настоящему народным сайтом мы получили полгода назад после сделки с Naspers, когда обрели крупного профильного инвестора и получили возможность делать по-настоящему масштабные маркетинговые кампании. Благодаря этому и количество, и качество аудитории Slando ощутимо выросло за считанные месяцы. Сейчас наша месячная аудитория в России достигла 16 млн пользователей, то есть каждый четвертый пользователь Рунета как минимум раз в месяц заходит на Slando. Мы также являемся одним из самых посещаемых украинских сайтов согласно рейтингу Bigmir.

Если оглянуться на 6 лет назад, то за это время потребитель действительно изменился – он стал образованней, активней, предприимчивей. Люди начали понимать, что в интернете можно не только читать новости, а и совершать выгодные сделки, находить уникальные предложения и существенно экономить.

Традиционно самые популярные рубрики объявлений Slando Россия – «недвижимость» и «купля/продажа». В них размещается 40% и 32% от всех объявлений соответственно. Если говорить о группах товаров, то это мебель, компьютеры и мобильные телефоны, разнообразные детские товары, животные. Многое зависит и от сезона – например, в начале декабря самыми популярными товарами на Slando.ru были шубы, iPhone и диваны, а сейчас на ура раскупают холодильники, платья и велосипеды.

Как вы расцениваете растущую роль социальных сетей? Не считаете, что они отбирают аудиторию у порталов бесплатных объявлений? Ведь сегодня даже поисковикам приходится конкурировать с соцсетями. Привлекаете ли вы оттуда трафик и каким образом?

Соцсети никогда не отберут нашу аудиторию, так как они не являются реальным инструментом для купли-продажи. Люди ходят туда не за этим. К тому же не всегда хочется продавать что-то тому, кого знаешь лично. Расскажу о своем опыте: я продал автомобиль соседу моих родителей, и мой отец до сих пор его ремонтирует – при том, что сделка состоялась 6 лет назад. А если продавать в соцсетях людям посторонним, то вряд ли вы захотите, чтобы покупатель знал так много личной информации – где вы работаете, где отдыхаете, с кем дружите – ведь это совершенно чужой человек.

Поэтому социальные сети – не конкуренты, а наши помощники. Во-первых, они предоставляют богатые возможности для интеграции и расширения функционала ради удобства пользователя. Во-вторых, нам очень важна обратная связь с нашими пользователями, поэтому мы активно задействовали все ключевые соцплощадки — Vkontakte, Facebook, GooglePlus, Twitter,где общаемся с пользователями напрямую, проводим разнообразные активности. В-третьих, мы покупаем контекстную рекламу в Vkontakte, это часть нашего маркетинг-микса.

Каким вы видите будущее поискового продвижения?

Можно сказать, что мы выросли на поисковом продвижении – Slando изначально раскручивался за счет SEO, почти весь бюджет уходил на это. С другой стороны, сейчас мы видим, что чистое SEO уходит на второй план. Если раньше можно было раскрутить проект только за счет поисковой оптимизации, сейчас это уже невозможно — конкуренция обостряется, в крупные проекты вкладываются не менее крупные суммы денег. К тому же это достаточно медленный инструмент, результаты видны только спустя несколько месяцев, что в условиях стремительно развивающегося рынка может быть слишком долгим сроком.

Я считаю, что будущее за комплексным продвижением. И, конечно, мы продолжаем рассматривать SEO как неотъемлемую часть нашего маркетинг-микса.

Андрей, большое спасибо за интересные ответы, и до скорой встречи в Одессе!

14 июля, в Одессе, Андрей Добрынин выступит с докладом на конференции «8p: Интернет-маркетинг для бизнеса», которую уже во второй раз проводят партнеры Slando – украинская компания NetPeak.

Целью конференции является всестороннее информирование участников сторон бизнес-отношений (клиентов и подрядчиков) о способах, методах и стратегиях увеличения прибыли, благодаря эффективной рекламе в интернете. Если кратко, то «8P» — это ответ на вопрос бизнеса «Как увеличить продажи с помощью интернета?».

Как это было в 2011 году, можно узнать из нашего обзора, подготовленного редакторами, посетившими это замечательное мероприятие.

Беседовала Мария Булгакова

Журналист, новостной редактор, работает на сайте с 2009 года. Специализация: интернет-маркетинг, SEO, поисковые системы, обзоры профильных мероприятий, отраслевые новости рунета. Языки: румынский, испанский. Кредо: Арфы нет, возьмите бубен.