Андрей Калинин: 90% добавленных пар «запрос-документ» прошло в выдачу Поиска@Mail.ru

5 декабря 2013 года в рамках конференции «Internet Business Conference Russia» руководитель проекта Поиск@ Mail.Ru Андрей Калинин сделал весьма любопытное и, в некотором роде, сенсационное для отрасли заявление: теперь веб-мастера могут самостоятельно добавлять запрос и документ в индекс Поиска@Mail.Ru

Для этого необходимо войти в «Кабинет веб-мастера», нажать на кнопку «Мои поисковые запросы», а затем добавить свой запрос и документ. Это позволит сайту органически «встроиться» в ранжирование и влиять на выдачу естественным образом. Таким образом, механизм ранжирования становится «ручным»: теперь качество сайтов оценивают не бездушные алгоритмы, а люди.

Чтобы вывести запрос в топ выдачи Поиска@Mail.ru необходимо набрать 20 баллов по каждому запросу; а чтобы заработать эти баллы - надо оценить сайт конкурента по запросу из своей тематики. Частотность запросов, выбранных для оценки веб-мастерами, равна 1200 в месяц.

Важно отметить, что всех недобросовестных веб-мастеров будут «банить» пожизненно, ведь при регистрации необходимо подтверждение владения сайтом.

Напомним: 1 июля текущего года компания Mail.ru запустила собственный поисковый движок. Это событие радикально изменило поисковую оптимизацию под Mail. Сегодня общая аудитория Mail.ru превышает 25 млн. пользователей (по оценкам TNS), а счетчик Li.ru зафиксировал полмиллиарда переходов - хотя, на самом деле их еще больше. К моменту запуска компанией собственного поискового движка объём индекса был расширен с 5 до 10 миллиардов документов, а на обработку поисковых запросов выделено несколько тысяч серверов.

Довольно интересна и предыстория данного запуска. Так, еще в 2007 году Mail.ru получил от Яндекса white label поиск с тем, чтобы посетители портала могли использовать поисковый функционал, не покидая ресурс. 1 января 2010 года контракт Яндекса с Mail.ru о предоставлении поисковых технологий истек, и крупнейший российский поисковик выдвинул предложение продлить соглашение на новых условиях, основным из которых являлось брендирование поиска Яндекса. Главной причиной такого требования стал тот факт, что в течение всего 2009 года компания Mail.ru активно занималась продвижением бренда Поиск@Mail.ru, и руководители Яндекса открыто заявили, что «готовы конкурировать за долю рынка с другими поисковиками, но не сами с собой».

В итоге, 31 декабря 2009, еще до истечения официального срока действия контракта на предоставление поиска между Mail.ru и Яндексом, поисковая выдача на Mail.ru стала сильно отличаться от результатов поиска Яндекса: в ней стали использоваться результаты системы GoGo - собственной разработки компании Mail.ru, существующей отдельно от портала с 2007 года. Уже тогда, пусть и несовершенная, система GoGo умела осуществлять поиск по видео, работать с синонимами, производить кластеризацию результатов поиска по тематике источников – на информационные, коммерческие, а также форумы, блоги. В основе поисковика стояли большие технологические наработки, а главным его отличием от конкурентов было то, что GoGo предоставлял принципиально иные результаты выдачи.

И всё же, с 1 января 2010 Mail.ru Group стала вести переговоры с Google, которые затянулись более чем на полгода. Все это время поисковая система Mail.ru работала на собственной технологии, которая, впрочем, периодически давала сбой. В августе 2010 года контракт с Google был подписан, и работа поисковиков распределилась так - 40% запросов обрабатывались поисковиком Mail.ru, и 60% - Google. При этом Поиск@Mail.ru работал в основном с запросами по Рунету, а Google – с глобальными запросами.

Однако и этот союз оказался недолгим: уже в декабре 2012 года стало известно о том, что Mail.ru Group не намерена продлевать контракт с Google на оказание поисковых услуг в 2013 году. В результате, в середине лета 2013 Mail.Ru Group запустила собственный поиск на 100% пользователей.

Любопытно, что сразу же после подписания руководством Mail.ru Group контракта с гигантом поиска Google, ведущий эксперт отрасли Игорь Ашманов предположил, что в итоге команда российской технологической компании сделает ставку на собственный поиск, несмотря на то что качество поиска Mail.ru на тот момент еще сильно отставало от Яндекса и Google.

Однако, вернёмся к новому функционалу уже полностью автономного Поиска@Mail.ru, благодаря которому теперь веб-мастера могут самостоятельно добавлять запрос и документ в индекс системы. По заявлению Андрея Калинина, данный функционал был изобретён не ради денег, а для обеспечения наилучшего качества и чистоты выдачи. Благодаря запуску, веб-мастера получили следующие преимущества: возможность оценить глазами коллег, работающих в сходных тематиках, так ли хороши их сайты; быстрый и честный способ попасть на 1-е место поисковой выдачи; возможность сосредоточиться на идее своего сайта и улучшить его.

Чтобы пролить свет на новый и заслуживающий внимания запуск, редакция Searchengines.ru обратилась к руководителю проекта Поиск@ Mail.Ru с уточняющими вопросами:

SE: Андрей, расскажите немного о том, кому и как пришла в голову идея разработать такой способ попадания сайтов в индекс Поиска@Mail.Ru?

Андрей Калинин: Сначала хотел бы уточнить: в индекс сайты попадают обычным способом. Мы же решили добавить для веб-мастеров, создающих хорошие и достойные сайты, возможность гарантированного попадания ресурсов на верхние позиции выдачи. До сих пор веб-мастерам приходилось не только делать хорошие сайты, но и заниматься поисковой оптимизацией. Но, во-первых, не всем интересно заниматься оптимизацией; а, во-вторых, лучшая оптимизация еще не гарантирует, что контент сайта окажется максимально качественным. Теперь сами веб-мастера могут указать, какие запросы они считают «своими», и по каким правильно показывать их страницу на первой позиции.

В целом же идея этой концепции возникла сама собой. Ее появлению способствовал диалог как с оптимизаторами, так и с начинающими веб-мастерами. То есть стало очевидно, что такая проблема есть у всех поисковиков. Позиция наших конкурентов, свято верящих в непогрешимость своих алгоритмов, нам оказалась чужда. Достаточно посмотреть на регулярные ответы на конференциях, что все претензии – это частные случаи, а «частности» они не исправляют, изменяя только алгоритмы – и со временем всё, якобы, улучшится.

Кроме того, мы верим, что каждый человек, разбирающийся в своей предметной области и активно использующий поисковики, в общем, понимает, что должно быть показано в выдаче по тому или иному запросу. Пришлось побороть в себе недоверие к веб-мастерам, и открыть для них доступ к самому главному в поиске – к ранжированию.

SE: По вашему мнению, взлетит ли краудсорсинговый способ получения асессорской оценки после запуска инициативы?

Андрей Калинин: Мы рассчитываем на это. Уже сейчас, хотя прошло буквально несколько дней после анонса, видно, что подавляющее большинство веб-мастеров, работающих с новым сервисом, делают это сознательно и разумно. Могу сказать, что 90% добавленных пар «запрос-документ» благополучно прошло в поисковую выдачу, и эта доля значительно выше наших самых оптимистичных ожиданий.

SE: Планируете ли расширить новую возможность на более широкий круг веб-мастеров?

Андрей Калинин: В дальнейшем мы будем расширять количество пользователей, смягчать ограничения и добавлять новую функциональность.

SE: Когда можно будет ожидать первых результатов от данной инициативы?

Андрей Калинин: Я думаю, в начале весны можно будет подводить промежуточные итоги.

SE: Появился ли первый фидбэк от специалистов после вашего объявления?

Андрей Калинин: Самое частое обращение к нам сейчас – это несогласие с теми оценками, которые были выставлены ресурсу другими веб-мастерами (или выражение глубокого удивления полученными результатами). То есть сейчас мы видим, что сервис работает так, как мы и предполагали: хорошие страницы попадают в выдачу, а по страницам недостаточного качества веб-мастера получают объективную оценку. Причём, эту оценку им поставили не мы, а их коллеги по цеху, т.е. поисковую систему уже не возможно обвинить в предвзятости или плохом качестве оценки.

SE: И напоследок: Андрей, возможно, у вас есть какие-то пожелания к вебмастерам?

Андрей Калинин: Делать больше качественных сайтов – что-то новое тут вряд ли можно придумать.

Беседовала Анастасия Матвеева

preview Ральф Тегтмейер: «Поисковые системы – нам не друзья!»

Ральф Тегтмейер: «Поисковые системы – нам не друзья!»

Редактор Searchengines.ru и СЕО Endeavour Enterprises N.V.(Нидерланды) Дэвид Дэкел (David Dekel) беседуют с Ральфом Тегтмейером (Ralph Tegtmeier a.k.a

Дэвид Коэн: «Подбирайте стратегии продвижения, исходя из интересов заказчика»

Сегодня специалисты отрасли ломают копья в спорах о дальнейшем развитии рынка поисковой оптимизации. Останутся ли стратегии ссылочного продвижения по-прежнему эффективными

Максим Уваров, «K50»: Наши сервисы перевернут ситуацию на рынке контекстной рекламы

Досье: Специализация: интернет-маркетинг Возраст: 27 лет Родной город: Новокузнецк (Россия) Текущий (location): Москва (Россия) Где работал: i-Media, Wikimart Максим Уваров —...

Герман Царев: «Будущее мобильной рекламы – в Big Data»

В последнее время технологии интернет-рекламы заметно эволюционировали: сегодня активно развиваются программные методы закупки рекламы с оплатой за каждый показ в режиме...

Деннис Ю: «Ваш бизнес может быть совершенно не секси, но это не значит, что его нельзя рекламировать в социальных сетях»

С 21 по 24 октября 2013 года в Лас-Вегасе (США) проходила крупнейшая мировая конференция, посвященная вопросам поисковой оптимизации, проблемам продвижения ресурсов в...

Майли Овей: «Чтобы победить - ищите свою нишу и зону комфорта в бизнесе и в поиске»

В последнее время использование вебмастерами микроформатов начало приобретать всё более существенное значение для поиска Google