Андрей Липатцев: «Ключевые моменты и основные ошибки при оптимизации сайта для мобильных устройств»

23 октября 2015 года в Москве состоялось крупнейшее мероприятие отрасли интернет-маркетинга – ежегодная конференция CyberMarketing-2015. Конференция собрала на своей площадке большое количество известных докладчиков и свыше тысячи посетителей.

В рамках мероприятия специалист по качеству поиска Google Андрей Липатцев представил свой доклад на тему: «Ключевые моменты и основные ошибки при оптимизации сайта для мобильных устройств с точки зрения поисковой системы».

0_145679_dbba9c9e_orig.jpg

Своё выступление представитель поиска начал с рассмотрения общей ситуации на рынке десктоп и мобайла. Как известно, в настоящее время больше половины поисковых сессий в Google осуществляется с мобильных устройств. Об этом ранее сообщал глава команды поиска Google Амит Сингхал (AmitSinghal) на конференции Code/Mobile, состоявшейся в этом месяце.

Текущая ситуация в отрасли открывает новые возможности для голосового и контекстуального поиска, развития дополнительного пользовательского функционала. Всё больше людей выходят в интернет только со смартфонов. Однако в России количество пользователей мобильных устройств пока ещё значительно меньше, чем в других старнах мира. При этом отставание достигает двузначных цифр, отметил докладчик.

Проблемы и решения

В следующей части своего выступления Андрей Липатцев рассмотрел основные проблемы, которые мешают продвижению мобильных сайтов в поисковой выдаче Google, и дал рекомендации по их решению.

1. Блокировка Java-скриптов и таблиц стилей

Такие действия вебмастеров приводят к тому, что поисковик попросту не индексирует страницы. Google больше не рекомендует вебмастерам и разработчикам придерживаться правил, изложенных в руководстве по сканированию AJAX. Старая версия Руководства была выпущена в 2009 году и призывала сделать AJAX-страницы видимыми для поисковых роботов. На тот момент алгоритмы не могли распознавать и отображать страницы, использующие JavaScript. Поскольку краулеры не могли видеть динамический контент, Google предложил вебмастерам набор практик, призванных обеспечить сканирование AJAX-приложений поисковыми роботами. Сегодня ситуация изменилась. В настоящее время Googlebot может видеть и распознавать такие страницы. Теперь, чтобы он мог правильно распознавать содержание сайта, вебмастерам рекомендуется открыть ему доступ ко всем ресурсам, включая файлы CSS и JavaScript.

Для проверки того, как поисковый робот видит страницу Андрей Липатцев ещё раз порекомендовал использовать функцию «Просмотреть как Googlebot». В конце сентября Google также позволил разработчикам Android загружать APK-файлы приложений напрямую в SearchConsole, чтобы протестировать их с помощью этой функции.

Также важно проверить файл robots.txt на предмет того, не закрыты ли страницы ресурса от индексирования поисковиками. В целом, важно не мешать поисковой системе взаимодействовать с сайтом.

2. Flash не поддерживает формат видеоплеера

Сегодня Flash не поддерживается многими мобильными устройствами, поэтому Google выступает против его использования на мобильных сайтах. С 1 сентября 2015 года Google AdWords начал автоматически конвертировать Flash в HTML5. Переход на HTML5-баннеры во многом связан с прекращением поддержки автоматического воспроизведения Flash в последних версиях Chrome. Об этом представители Google сообщали ещё в июне текущего года.

3. Ошибки переадресации и доступа

Чтобы устранить ошибки такого рода, нужно:

  • Проверять отчёт «Ошибки сканирования» в SearchConsole.
  • Не перенаправлять всех посетителей сайта на главную страницу сайта или приложения, а предоставлять им именно тот контент внутри ресурса, который они ищут.
  • Настроить перенаправления для всех типов устройств.
  • Не показывать код ответа сервера 404 («Not Found» – «не найдено»). Если мобильная страница отсутствует, лучше показать её веб-версию.

4. Межстраничная реклама приложений

Этот формат рекламы полностью закрывает доступ к контенту на странице и негативно воспринимается пользователями, мешая им взаимодействовать с сайтом. Начиная с 1 ноября 2015 года, страницы, содержащие межстраничную рекламу приложений, скрывающую «значительную часть контента» на странице, будут считаться недружественными к мобильным устройствам. Соответственно, в мобильной выдаче они будут ранжироваться ниже, чем страницы статуса mobile-friendly.

Нативные «умные баннеры», поддерживаемые Safari, и баннеры с рекламой установки приложений, которые поддерживаются браузером Chrome, по-прежнему будут считаться дружественными к мобильным. Проверить, являются ли таковыми страницы, содержащие межстраничную рекламу приложений, можно с помощью инструмента тестирования удобства просмотра на мобильных устройствах  или же теста на мобильное юзабилити. Эти два сервиса сразу покажут, есть ли у страниц, размещающих рекламу, проблемы в плане ранжирования.

Google уже неоднократно призывал владельцев сайтов отказаться межстраничных объявлений установки приложений на мобильных сайтах. Этот вид мобильной рекламы уже включили в перечень распространенных ошибок, которые встречаются на сайтах для мобильных устройств.

Во избежание такого рода проблем докладчик рекомендовал:

  • Не закрывать контент рекламой.
  • Не вешать рекламу на «страницы-пустышки».
  • Использовать баннеры для приложений (проверяя, поддерживают ли эти форматы браузеры).
  • Использовать функционал индексирования приложений App Indexing.. Ещё в феврале Google стал выше ранжировать приложения, которые индексируются поисковой системой через App Indexing. А в сентябре дополнительные преимущества в ранжировании получили приложения, использующие новый App Indexing API.

5. Ошибки в перекрёстных ссылках

Важно ссылаться на соответствующие версии соответствующих страниц.

6. Техническое оформление функциональных элементов мобильных страниц

Что касается оформления и шаблона мобильных страниц, важно, чтобы текст не был слишком мелким. Также нужно следить за расположением элементов и шириной контента, который размещается на странице. Пользователю должно быть удобно взаимодействовать с ним.

0_14567e_f07da248_orig.jpg

7. Ссылочный спам

Ещё один важный момент – это отслеживание того, куда мобильные сайты перенаправляют пользователей. Важно, чтобы ссылки, размещённые в приложениях, вели только на проверенные и надёжные ресурсы. Кроме того, эти ресурсы также должны быть адаптированы под мобильные. В противном случае Google будет хуже ранжировать мобильные сайты.

8. Коммерческие сайты

Для мобильных коммерческих сайтов важно конвертировать пользователей, предлагать им решения.

Вопрос из зала: Есть большой проект, созданный 8 лет назад, который приносит много неконверсионного трафика. Надо ли делать адаптивную версию или полноценную мобильную версию?

Андрей Липатцев: Сложно дать однозначный ответ, но лично моё личное мнение: адаптивный дизайн – всё-таки предпочтительнее.

Вопрос из зала: Раньше вы говорили, что крауд-ссылки это хорошо. Теперь в связи с действиями Яндекса, этот приём начинает теряет свою актуальность. Как лучше поступить владельцам сайтов продающих компаний?

Андрей Липатцев: Если речь идет об узком взаимодействии компаний с пользователями, то это не может быть спамом. Если же использование ссылок приобретает нездоровые масштабы, то это уже спам и вредительство.

Редактор-переводчик портала Searchengines.ru, работает на сайте с 2010 года. Специализируется на западном интернет-маркетинге, новостях социальных сетей и поисковых систем.

Постоянно принимает участие в профильных семинарах и конференциях в качестве журналиста-обозревателя.
Языки: английский, французский.