Андрей Воропаев: «Качество SEO-услуг каждая SEO-компания формулирует по-своему»

Компания «Трилан», основана в 2000 году, и вот уже 11 лет является одним из лидеров на российском рынке, специализирующимся на услугах по созданию интернет-ресурсов и их продвижению в поисковых системах. Портфолио организации насчитывает 2023 работы, на продвижении 1300 сайтов, создано 600 сайтов, проведено более 100 рекламных кампаний.

Генеральным директором компании «Трилан» является Андрей Воропаев, который также является высококвалифицированным специалистом в области информатики и систем управления, разработчиком известных интернет-ресурсов (gorbushka.ru), соучредителем интернет-проектов chess-online.ru, coronatours.ru и идейным вдохновителем и создателем интернет-издания Seopro.ru. Сегодня Андрей в гостях у нашей редакции, мы беседуем о рынке SEO-услуг, его сегодняшних особенностях и перспективах.

Андрей, в последнее время несколько ваших публикаций освещали проблему обмана клиентов SEO-компаниями – различные уловки в договорах. Так все-таки это обман или естественные правила игры для рынка продвижения?

Рынок очень молодой и на нем ещё все правила игры пока не установились. Поэтому есть как клиентские компании, пытающиеся воспользоваться этим для получения услуг как можно дешевле, так и SEO-компании, которые понимают, что клиент в продвижении не сильно разбирается, и грамотно им манипулируют.

В любых услугах обещать и говорить могут очень много. Не все то, что на словах обещает менеджер по продажам, в итоге компания будет готова выполнить и даже прописать в договоре.

Так что, есть факты реального обмана и естественные правила игры, когда потихонечку с рынка вымываются нечестные игроки и для клиентов появляется некий стандарт, по которому эти услуги в дальнейшем будут оказываться.

Есть еще такой аспект «обмана» как ненадлежащее качество SEO-услуг. Есть ли у клиента хоть какие-то шансы выиграть суд, если его не устраивает «качество» поискового продвижения?

Качество SEO-услуг каждая SEO-компания формулирует по-своему. И обычно оно задается уже в договоре: если компания говорит, что гарантирует достижение первой позиции по такому-то запросу на третий месяц, а сама этого не выполняет, значит, она оказала услуги некачественно. С другой стороны, SEO-компании не могут прямо повлиять на поисковые системы и гарантировать что-то конкретное.

Поэтому лучше иметь дело с теми, кто обещает заниматься оптимизацией сайта, обещает не применять опасных практик, за которые ПС могут сайт забанить, обещает следить за грамотной перелинковкой внутри сайта, размещать естественные ссылки, которые приводят к повышению авторитета сайта. Для всего этого существуют отчеты, и образец такого отчета нужно попросить до подписания договора.

Основываясь на своей практике могу сказать, что есть клиенты, которые соглашаются на все четко прописанные условия в договоре, при этом особо их и не читают. А в процессе работы, понимая, что не все из того, за что они платят, им нужно, начинают отказываться от оплаты, хотя договор уже подписали.

Какие схемы «выхода» клиента из договора предусматриваются обычно в договорах? Предупреждение SEO-компании за месяц или какие-то штрафы и др.?

Все очень индивидуально. Как правило, речь идет о том, что за месяц клиент должен предупредить компанию об окончании работы. Но бывают различные «но». Например, клиент добавляет новые высокочастотные слова, по которым работа будет длительная, а результат очень инертный. SEO-компании прописывают условия, что по данным словам срок работы не менее полугода. Если написано, что разорвать отношения с SEO-компанией можно только оплатив эти полгода, то клиенту придется их оплатить, ну или идти в суд и не соглашаться.

В последнее время часто говорят об услуге по управлению репутацией в поисковых системах (SERM), у вашей компании есть такое предложение и есть ли на эти услуги спрос?

В последний год многие компании начали предлагать подобную услугу, и у нас тоже есть такое предложение. Мы даже создали отдельный отдел под управление SMM и репутацией, который активно развиваем уже 3 года.

При обращении в компанию или при устройстве на работу, человек смотрит отзывы и на их основании принимает решения. Компании, работающие с отзывами, мотивированно спорят с каким-то недовольным клиентом или бывшим сотрудником.

Безусловно, на это спрос есть. Однако существуют сложности в определении методик и оценки работы. SEO имеет более прозрачное ценообразование, поэтому компаний, которые оказывают услуги по управлению репутацией, намного меньше.

Какие новые форматы «упаковки» услуг продвижения появились в рунете за последний год?

В последний год в основном появилась продажа лидов. Продажа какого-то конкретного действия: регистрация на сайте, целевой звонок, целевая заявка, трафик. Это ближе к потребителю услуги. Люди покупают то, что действительно нужно бизнесу.

Получили ли распространение эти схемы продаж в рунете?

Пока не получили по причине отсутствия доверия и открытой, честной работы компаний. У многих западных фирм прозрачная методика бухгалтерских отчетов, где заказчику продвижения тяжело скрыть приведенных клиентов. SEO-компания уверенна, что если она смогла привести аудиторию, конвертировать звонки в заявки, то клиент никогда их не скроет. Так очень выгодно работать. Но в нашей стране, к сожалению, все сложнее. Очень много серых схем и доверия между исполнителями и заказчиками намного меньше.

Есть простой вариант решения этой проблемы – это оплата за конкретное действие. Например, за заявку, которую можно отследить и понять, что она качественная, либо за звонок. Также очень многое зависит от персонала клиента. Насколько он хорошо обрабатывает эти заявки и прозрачно вам все показывает.

Скажите, есть ли принципиальные отличия в продвижении B2B и B2C клиентов?

Если говорить о продвижении в целом, то, безусловно, есть. Если про отличие поискового продвижения, то, я считаю, отличий немного. И в том, и в другом случае поисковой системой пользуется обычный живой человек. Не важно, для себя ищет или для компании, но реагирует он одинаково на юзабилити, на какие-то конкурентные преимущества и так далее. Здесь вся работа строится на том, чтобы завлечь к себе на сайт потенциального потребителя.

Если говорить про продвижение вообще в плане какой-то услуги, то, конечно, это абсолютно разные вещи. Продвигать новый товар через поисковую систему, порой очень сложно, потому что о нем никто не знает. Имеет смысл, например, если это гаджет, сначала продвинуть этот товар в дилерские сети, чтобы он появился на прилавках. Потом уже популяризировать его в интернете и продвижением того или иного сайта по текущим запросам, ссылкам, гаджетам.

Некоторые SEO-компании заявляют, что не используют платных ссылок в продвижении. Значит ли это, что их клиенты застрахованы на 100% от потери позиций и трафика?

Честно говоря, в последнее время я не слышал, что такие компании есть. Думаю, покупкой ссылок занимаются практически все SEO-компании. Даже если представить гипотетически, что существует SEO-компания, которая не покупает ссылок, то это совершенно не значит, что клиенты их застрахованы на 100% от потери позиций и трафика.

Поисковые системы могут наказать сайт не только за покупные ссылки, но и за какие-то другие вещи. Например, за большой объем неоригинального текста, который может находиться во фрейме. Если используется накрутка поведенческого фактора, это тоже может быть замечено поисковой системой. Тогда сайт может быть забанен, то есть оштрафован поисковой системой и позиции и трафик будут потеряны.

Многие SEO-компании не рассчитывают на клиентов в вопросе создания качественных текстов. Интересно, чьей интеллектуальной собственностью считаются такие тексты, написанные по заказу сеошника, но для сайта клиента?

Это вопрос договора и правового поля. Если по этому поводу нет ничего в договоре, то автором текста является тот человек, который его писал. Если есть договорные отношения и человек пишет для компании за определенный гонорар, то собственником является компания. А будет это SEO-компания или компания клиента, зависит от того, с кем договорные отношения.

Недавно Андрей Иванов представил интересный и уникальный для рунета рейтинг агентств контекстной рекламы, в котором «Трилан» оказался в первой десятке. Можно ли сделать вывод, что для клиентов «Трилана» контекстная реклама не доп. услуга к SEO, а равноправное по бюджетам направление?

Мы пытаемся развивать это направление уже достаточно давно. Маржа в SEO больше, чем в контексте и в этом смысле не совсем было бы правильно мерить оборотами и бюджетами SEO-направление и контекст. Тем не менее, контекст — это тоже интересное направление, которое мы развиваем. У нас есть отдельный отдел, есть клиенты, которые потребляют только контекст, и есть, безусловно, те, которые берут обе услги.

У вашей компании есть филиалы в Вологде, на Украине и даже в Черногории. Расскажите о своем опыте работы с удаленными командами. Удалось ли собрать в единый организм эти коллективы, или такой цели не было и каждый филиал работает сам по себе?

Филиалы между собой тесно связанны. Безусловно, полностью единой команды создать не удалось. Такая цель есть, но, к сожалению, мы к ней идем не так быстро, как хотелось бы.

Филиал в Вологде — это, в основном, филиал производственный, где многие вещи делаются, программируются, верстаются и так далее. Не общаться с ними другим подразделениям просто невозможно. Продажи сосредоточенны в Москве, соответственно, с ними тоже не общаться не получится. Здесь особняком немножко стоит Украина, где мы пытаемся заниматься местным рынком. В основном в Украине это офис продаж, без своего производства. Поскольку уровень зарплат разный, возможно, производство будем развивать и на Украине. Отдельно стоит и Черногория. Это наш маленький плацдарм для дальнейшего развития в Европе. Пока в Черногории у нас удаленный офис продаж.

У многих компаний есть филиалы на Украине, но только у вас – в Черногории. Кто становится вашими клиентами в этой стране, российские компании, имеющие бизнес там, или работаете с местным бизнесом?

В основном это российские и смешанные компании, ориентированные на российскую аудиторию. Есть черногорские компании, которые строят и продают недвижимость в основном русским. Также есть местный бизнес, построенный бывшими россиянами, которые туда уехали.

Кто-то ждал конца света в 2012, можете составить некий прогноз российскому SEO-рынку?

Если представить, что будет с рынком ближайшие 2-3 года, то, я думаю, он будет делиться следующим образом: большие компании будут укрупняться. Многие мелкие разрушатся и уйдут во фриланс, либо вольются в клиентские компании, либо в более крупные SEO-компании. Конец света в ближайшие 2-3 года этому рынку вряд ли грозит.

Если говорить про Европу, то российский рынок достаточно инновационный по сравнению со многими европейскими рынками и таковым будет оставаться, наверное, ближайшие 5-7 лет, а может быть и больше. Американский рынок живет немного по-другому, мы просто по-разному развиваемся.

Журналист, новостной редактор, работает на сайте с 2009 года. Специализация: интернет-маркетинг, SEO, поисковые системы, обзоры профильных мероприятий, отраслевые новости рунета. Языки: румынский, испанский. Кредо: Арфы нет, возьмите бубен.