Апелляционный суд США отклонил иск против Facebook, поданный ещё в апреле 2014 года и касающийся сбора данных о пользователях. Таким образом, дело получило своё окончательное завершение.
При этом суд счёл вполне разумной выплату компенсации в размере $15 каждому пользователю, права которого были нарушены. Однако такое нарушение сначала необходимо доказать. Всего в иске упоминается о возможном нарушении прав 614 тыс. человек.
Как настаивала обвиняющая сторона, персональные данные использовались социальной сетью для показа объявлений формата Sponsored Stories. Ранее окружной суд в Калифорнии уже отклонял данное требование, объясняя решение тем, что истцы не указали, какой именно ущерб повлекли за собой действия компании. Иными словами, обвинителям не удалось доказать что ценность персональных данных уменьшилась после того, как доступ к ним получила социальная сеть Facebook.
Впервые социальная сеть Facebook начала транслировать рекламу Sponsored Stories в ленте новостей в январе 2012 года. Пользователю показывались объявления только от тех брендов, поклонником которых он являлся в социальной сети. Чтобы реклама не была слишком навязчивой, был установлен лимит не более чем на одно рекламное сообщение в сутки для одного пользователя. В апреле 2014 года в связи с судебными разбирательствами формат рекламы Sponsored Stories был закрыт.
Тяжбы начались практически сразу после запуска формата – в 2012 году. Тогда пятеро граждан США подали иск против Facebook, обвинив социальную сеть в нарушении законов Калифорнии, запрещающих публикацию предпочтений. Как правило, такие пользовательские предпочтения выражались в виде «лайков» определённых брендов в рекламе Sponsored Stories без выплаты людям компенсации за использование их данных или возможности отозвать свои данные. Чтобы избежать крупного скандала Facebook Inc в мае 2013 согласилась выплатить свыше $10 миллионов для закрытия иска о нарушении прав пользователей контролировать использование их имен фотографий и предпочтений.
Участившиеся претензии заставили социальную сеть в корне пересмотреть рекламную политику в угоду репутации компании: в конце прошлой недели Facebook официально заявила о своем намерении официально закрыть рекламный формат Sponsored stories 9 апреля 2014 года. Принятию решения не смог помешать даже тот факт, что ценность рекламы Sponsored Stories, как минимум, в два-три раза превышает ценность стандартной рекламы Facebook.com без поддержки друзей.
Данный имущественный иск – далеко не первый в истории Facebook. Так, около года назад федеральный суд Сан-Хосе обязал социальную сеть выплачивать по $750 каждому пользователю, который обнаружит поддельные «лайки» рядом с рекламой коммерческих продуктов, проставленные от его имени.
Поводом к решению послужил иск против Facebook, поданный жителем Колорадо, неожиданно обнаружившим собственный «лайк», которого он не проставлял, рядом с рекламой USA TODAY. Следствию удалось установить, что пользователь никогда не посещал веб-сайт газеты и по определению не мог поставить отметку напротив её рекламы в социальной сети.