Apple / Google / Facebook – война за сообщения

Автор: Джош Констайн (Josh Constine)

Начало

Мы находимся на пороге глобального конфликта. Три мощнейшие интернет-компании собираются сразиться за право контроля над обменом сообщениями между пользователями. Предметами боевых действий станут станут Чат / Сообщения / электронная почта от Facebook, кроссплатформенная система iMessage от Apple и системы Gmail / GChat / Hangouts от Google. Если одна из сторон одержит убедительную победу над остальными, то это коренным образом отразится на будущем цифрового межличностного общения.

В этой статье вы прочитаете о расположении противников на поле боя, спецификации их оружия, а также прогнозы, кто и каким образом может победить в этой войне.

На прошлой неделе мы стали свидетелями первых выстрелов Facebook, изменившей контактную информацию во всех профилях. Марк Цукерберг добавил в них свой @facebook.com, и спрятал адреса от Gmail, MobileMe и других служб. Почему? Чтобы подвинуть Google и Apple. Даже имея такие естественные преимущества, как высокая степень персонификации и социальный граф, а также глубокая поддержка со стороны iOS и Android, Facebook не может спать спокойно, и наносит превентивный удар.

Вероятно, мы достигли «пикового количества SMS». Дальше их использование будет только сокращаться, а на сцену выйдут их более продвинутые альтернативы. Сейчас самое время занять позиции, которые сдает SMS. И три указанные выше платформы для обмена сообщениями готовы вступить в битву за эту высоту.

Подготовка к войне

В течение нескольких прошедших лет три соперника постепенно вооружались и готовились к войне за сообщения. Несколько недель назад этот процесс начал набирать обороты, и уже скоро мы увидим, как разрываются мирные договоры и в ход пускается тяжелая артиллерия.

Facebook

В ноябре 2010 г. Facebook унифицировала свою платформу обмена сообщениями. В итоге, информация, направляемая в Чат, асинхронные Сообщения и на новый электронный @facebook.com, стала стекаться в одно место. В этом есть и положительный момент. Пользоваться этими сервисами стало удобнее. Ведь, если кто-то посылает сообщение в Чат, пока вы находитесь оффлайн или вдали от компьютера, то оно попадет во Входящие сообщения, которые можно легко просмотреть на телефоне. Справедливо и обратное: если вы пошлете кому-то сообщение, в то время как его компьютер подключен к интернету, то оно будет доставлено в чат.

Вы могли самостоятельно создать ящик для электронной почты внутри Facebook, но лишь немногие люди воспользовались этой возможностью, что и поставило службу социальной сети в тупик. Поэтому в апреле Facebook решила самостоятельно назначить каждому его электронный адрес.

В июле 2011 г было заключено партнерское соглашение со Skype, принадлежащей Microsoft, что позволило обогатить платформу Facebook видеочатом. Также компания купила обновленную Beluga, превратив ее в августе 2011 в Facebook Messenger – самостоятельное приложение для прямого общения. Пока Facebook Messenger не дает возможности организовать голосовой или видео чат, но можете быть уверены, что в компании уже работают над этим.

В арсенале Facebook самый большой в мире социальный граф, самые популярные мобильные приложения, широкое использование на самых различных платформах, глубокое понимание пользовательских предпочтений и кругов общения, а также успешная рекламная платформа для монетизации. Идентификация личности очень важна для платформы обмена сообщениями, так как она позволяет обращаться к другим людям по их именам, что является основой для хорошей среды общения.

Компания не выпускает специальных устройств и не поддерживает собственную операционную систему, но она свободно чувствует себя, создавая целые надстройки для различных аппаратов. Именно поэтому Facebook обладает самыми мощными вооруженными силами.

Google

Тем временем Gmail продолжает набирать популярность, а Gchat (формально именуемый Google Talk) становится предпочитаемой платформой обмена мгновенными сообщениями для профессионалов, которые считают себя слишком взрослыми для AOL instant Messenger или IRC, и не хотят, чтобы их работа слишком часто прерывалась на болтовню с друзьями из Facebook. В сентябре 2010 г. Google приобрела приложение для группового общения и организации совместной работы Plannr.

После этого, в июне 2011 г., был запущен Google+, с замечательной функцией Hangouts, позволяющей организовать групповой видочат, облегчающей работу над совместными проектами и синхронизирующей потребление мультимедийного контента. Plannr превратился в Google+ Messenger. Как сообщает GigaOm в своем отчете о прошедшей в конце июня конференции I/O, Google объединяет Hangouts, Talk, и Messenger в единую унифицированную платформу для обмена сообщениями, с поддержкой текстовых, голосовых и видеочатов между различными платформами.

Самой сильной стороной Google является разнообразие. Собственная мобильная платформа Android тянет за собой длинный хвост преимуществ. Она встраивается во многие гаджеты Samsung, а теперь этот игрок еще и владеет Motorola. Он получает изрядные прибыли, которые никогда не окажутся лишними в войне. И к тому же Google владеет социальной сетью, которая может связать между собой устройства на Android и Chrome OS. Но самой сильной стороной является контроль над Gmail, безоговорочно победившей в недавней коммуникационной войне за электронную почту.

Apple

В июне 2010 г. был запущен FaceTime – мобильная служба видеочатов на устройствах Apple. Первоначально требовалось, чтобы оба собеседника владели последними моделями iPhone. Позже Apple добавил возможность использования видеочата FaceTime на своих настольных компьютерах и MacBooks.

Apple запустил iMessage в октябре 2011 г., как альтернативу SMS для устройств под iOS. В дополнение к текстовым сообщениям, она поддерживает передачу фотографий и других мультимедийных данных. iMessage свяжет десктопы и ноутбуки с их мобильными собратьями, когда Apple добавит его в OS X Mountain Lion. Нет ничего удивительного в интеграции FaceTime в iMessage, работающую на различных устройствах, хотя, не совсем понятно, как при этом Apple поступит с электронной почтой.

Даже обладая огромными финансами, Apple может оказаться в проигрыше. У нее нет собственной социальной сети, правда, она полагается на Facebook, намереваясь привнести эту функцию в iOS и App Store. Яблочная компания имеет прекрасные возможности для контроля за тем, как пользователи их устройств обмениваются сообщениями. Но не каждый может себе их позволить, а это значит, что приверженцы Apple не могут связаться со всеми своими друзьями при помощи iMessage.

Военные трофеи

Итак, к следующему месяцу Facebook, Google и Apple будут обладать собственными надежными платформами для обмена сообщениями, поддерживающими коммуникацию между десктопами и мобильными устройствами, текстовое, голосовое и видео-общение в режиме реального времени, обмен фотографиями и другими мультимедийными данными, синдикацию электронной почты и функции доставки SMS (на всякий случай). Если у них пока нет каких-то из этих функций, то они их наверняка купят или разработают в самое ближайшее время.

Все остальные, зарабатывающие на ниве обмена сообщениями между пользователями, включая GroupMe от Microsoft и все три стартапа с бесплатными SMS будут вынуждены найти свою нишу или продаться одной из трех враждующих сторон. Победителями они, однозначно, не выйдут.

На кону стоит контроль над, пожалуй, самым критическим из всех информационных потоков – прямым общением между людьми. Контент, безусловно, важен, особенно в силу того, что именно он привлекает посетителей и удерживает их на сайте. А это можно использовать в рекламных целях. Среда Facebook, Google+ и Twitter позволяет нам чувствовать себя ближе к огромному количеству людей, находящихся в различных уголках мира. Эти системы лидируют в создании каналов непрямой коммуникации и распространения контента.

Люди любят контент, но еще больше им необходимо общаться. От того, с кем вы поддерживаете ежедневное общение, и какими средствами и сигналами для этого пользуетесь, зависит ваше место в социальном графе. Та компания, которая владеет данными, касающимися общения между людьми, обладает более эффективными способами для выяснения предпочитаемых потоков контента, показывая вам обновления от тех людей, которые интересуют вас, или с которыми вы общаетесь больше всего, а также демонстрирует рядом с ними соответствующую рекламу.

Современные методы анализа естественного языка и контроль сообщений позволяют узнать все о сфере ваших интересов, и демонстрировать рекламу, соответствующую им.

Владельцы коммуникационных каналов, наверняка, окажутся и хозяевами рекламных систем, а это сделает победителя еще богаче. Совсем не обязательно, что в итоге вы станете объектом навязчивого мобильного спама, реклама может добавляться в конце входящих сообщений. Вероятно, она будет примешиваться к контенту или окружать его в сообщениях Facebook и Google. Примерно так, как это реализовано в Gmail – реклама показывается над сообщениями и справа от письма. Apple, тем временем воспользуется контролем над коммуникационными каналами для повышения продаж своего оборудования, так как новые, более продвинутые функции будут работать только на последних моделях устройств.

Ставки в этой войне невероятно огромны, поэтому три участника будут сражаться до последнего. Они будут вбрасывать в это дело огромные суммы денег, заключать при необходимости союзы, и совершать агрессивные поступки, даже если будут тем самым ставить под угрозу собственных пользователей. Первые шаги в этом направлении уже сделаны.

Если одна из компаний захватит полную власть над обменом сообщениями, то она практически потеряет стимул для поиска инновационных путей развития и сможет позволить себе ряд злоупотреблений. Кто-то думает, что лучше бы победила одна компания, чем другая. Но, на самом деле, кто бы из них ни выиграл – мы проиграем.

Необходимо уточнить, что «победа» означает контроль над большей частью рынка, но совсем не обязательно над всем. Вероятно, по-прежнему будут появляться альтернативные стартапы. Может быть, кому-то из них удастся внести серьезные изменения в раскладку боевых сил между тремя гигантами, и даже оттянуть на себя одеяло. Но такому «выскочке», скорее всего, придется отказаться от огромного куска пирога, который он не сможет переварить.

Следует также сказать, что если большие платформы для обмена сообщениями не будут «разговаривать» друг с другом (а, очень похоже, что мы увидим именно такую ситуацию), то сработает эффект вытеснения из сети. В результате «победитель» будет постоянно расширять свое влияние, все больше и больше доминируя на рынке.

Огневая мощь

Facebook поздно взялся за электронную почту, особенно, если сравнивать его с Google, и многие пользователи не станут изменять адреса своей электронной почты, просто потому, что их любимая социальная сеть запустила этот сервис, и даже подарила им адрес. Но в ее интересах сделать так, чтобы как можно больше людей знало ваш @facebook.com адрес, а @gmail.com от Google или @me.com от Apple не «светились» в профиле.

Facebook наверняка знал, что замена реальных адресов электронной почты в профилях на собственные @facebook.com будет отрицательно воспринято пользователями. Эти изменения можно было внести более искусно, аккуратно воздействуя на пользователей, или резко, но проинформировать абонентов после этого. Но внесение подобных изменений без предупреждения пользователей и всяких последующих объяснений является примером плохого опыта взаимодействия, однако и здесь Facebook осталась «в плюсе».

Как же ответят на этот шаг Google и Apple? Google может исключить возможность для пользователей G+ указывать свой профиль Facebook в разделе «О себе». И это не причинит ему особого вреда. Он также может повысить свои конкурентные преимущества в борьбе с Facebook Messenger, устанавливая по умолчанию на устройства Android свое унифицированное приложение для обмена сообщениями, вместо стандартной программы для SMS. Кроме того, он может интегрировать это приложение в Chrome OS. Apple же может отказаться от глубокой интеграции функций Facebook в iOS, или сделать присутствие Facebook менее заметным, задвинув его куда-нибудь пониже, сделав ставку на Twitter.

Безусловно, эти операции не уничтожат Facebook, и он все еще имеет шанс выйти победителем из войны за контроль над сообщениями.

После битвы

Apple ясно чувствует потери, которые может понести в этих боях. Она и Facebook во многом дополняют друг друга, ведя совместную ожесточенную борьбу с Google сразу на нескольких фронтах. Поэтому, вместо того чтобы терять ресурсы на заведомо проигрышную войну, компания может найти стратегию, направленную на углубление интеграции с Facebook.

В результате такого решения может появиться мост между iMessage и платформой Facebook для обмена сообщениями. Возможность общаться через iMessage с друзьями из Facebook позволит Apple поднять ценник на свои продукты, поскольку пользователи, «сидящие» на iOS получат возможность беспроблемного общения со знакомыми, «вооруженными до зубов» гаджетами под Android.

Google в этом открытом сражении может проиграть. На следующий же день, после того, как она приступил к созданию Google+, вместо налаживания партнерских отношений с Facebook, были начаты бои за право идентификации пользователей и за каналы их общения. Google может попытаться одержать победу в пост-PC мобильной войне без собственной системы обмена сообщениями, но это будет очень трудно. Сегодня, больше чем никогда ранее, Google Glass и самоуправляемые автомобили, выглядят настоящим будущим компании. В войнах за встраиваемую в одежду компьютерную технику, а тем более за искусственный интеллект, победа остается за Google.

Марк Цукерберг, вероятно, просчитал риск изменения политики Facebook на более агрессивную, что видно по смелому изменению контактных данных. Он считает, что его сайт сможет безопасно проглотить потерю доверия со стороны нескольких миллионов пользователей, читающих новости на сайтах о высоких технологиях. Facebook по-прежнему остается СОЦИАЛЬНОЙ СЕТЬЮ, а то, что пользователи несколько дней были весьма возмущены ее поведением, ничего не изменило.

Это не товарищеские матчи. В этой войне за контроль над нашим общением обязательно будут жертвы.

Источник

Перевод Александра Никитина

Журналист, новостной редактор, работает на сайте с 2009 года. Специализация: интернет-маркетинг, SEO, поисковые системы, обзоры профильных мероприятий, отраслевые новости рунета. Языки: румынский, испанский. Кредо: Арфы нет, возьмите бубен.