Аркадий Волож: «Всегда надо бояться, что кто-то вам показывает не те данные»

Сегодня телеканал «Дождь» в рамках освещения Петербургского экономического форума 2012 взял интервью у генерального директора Яндекса Аркадия Воложа. В беседе с корреспондентами канала Аркадий Волож рассказал о сделке с «Сейсмотеком», выходе на зарубежные рынки по примеру Турции и понятии «подавление контента».

Отвечая на вопрос об анонсированном сегодня заключении сделки с компанией «Сейсмотек» Аркадий Волож, в частности, сказал:

«Мы всегда любим делать что-то, что привязывает интернет к земле – тому примером могут служить такие сервисы как Пробки, Карты и проч. Кроме того, мы любим обработку больших объемов данных. Есть компании, которые тоже занимаются обработкой больших массивов данных, в их числе и компания «Сейсмотек».

Яндекс предоставил «Сейсмотеку» свои высокопроизводительные сервера, в результате чего «Сейсмотек» стал мощнейшим центром обработки геофизической информации. Яндекс фактически перевел их на качественно другой уровень в геофизике. До сих пор в геофизике никто не применял параллельные вычисления, параллельные кластеры, в том объеме, в котором они применяются в интернете. Мы первый раз это попробовали сделать, это дает необычный эффект, а нам это стоит почти ничего. Поэтому можно сказать, что мы выращиваем клиента на потребление мощностей наших дата-центров».

Далее Аркадий Волож ответил на вопросы об акционерах Яндекса и сообщил, что компанией Яндекс сейчас владеют десятки и даже сотни различных фондов. Единственное правило, которое есть и неукоснительно соблюдается, заключается в том, что никто не имеет права владеть больше чем четвертью Яндекса. Это абсолютно верное правило, и оно закреплено юридически, через право, которым владеет «Золотая акция», накладывающая вето на возможность кому-то иметь больше чем 25% голосующих акций.

О том, что совсем недавно дневная аудитория Яндекса превысила дневную аудиторию Первого канала, Аркадий Волож высказался следующим образом:

«Для нас эта история с Первым каналом – прежде всего коммерческая. На сегодняшний день интернет дико недооценен – при том, что он имеет такие колоссальные аудитории, он по-прежнему имеет всего 15-20% от рекламных бюджетов, это очень мало.

Но все постепенно меняется, правда, очень постепенно. Поэтому, тот факт, что мы обошли по количеству суточной аудитории Первый канал, носит для нас такой характер – если вам нужны рекламодатели, то они где-то здесь. Потому что все-таки мы не медиа, мы сервис».

На вопрос корреспондентов о развитии турецкой экспансии генеральный директор Яндекса сказал, что пока рано что-либо говорить, итоги будут подводиться осенью, так как в конце осени будет год, как Яндекс вышел на турецкий рынок.

На этом рынке нет своего местного поисковика, там, также как и в половине мира, есть один только поисковик – Google. Везде, где неконкурентная среда – туда можно выходить, потому что в любом месте, где есть конкуренция, всегда есть место для второго игрока, подтверждением тому являются такие страны как Америка, Китай, Россия, Корея… Вот Яндекс и пытается прощупать эту модель, понять — правда ли, что если прийти с очень хорошим продуктом на рынок, даже вторым игроком, то 30% пользователей будут им пользоваться.

Аркадий Волож: «В Турции мы проверяем некую формулу, которую сами для себя вывели и за нее держимся. Формула вышла из наблюдения: там, где нет конкуренции – есть один игрок и у него 90% рыночной доли, а там где есть конкуренция – хотя бы два игрока — то у одного получается 2/3 аудитории, у второго примерно треть аудитории, ну и все остальные где-то там еще. Во всех странах, где несколько поисковиков, поддерживается это распределение, вот почему для нас это выглядит, как некий закон. Причем этот закон касается не поисковиков как таковых, он касается свойства аудитории. Если аудитории предложить хороший продукт, то аудитория примерно вот так вот и распределяется. А свойства людей универсальны в мире, поэтому надо попробовать – вдруг это сработает и в других странах. Вот мы и попробовали».

На вопрос о предполагаемой мировой экспансии Яндекса, Волож ответил, что на рынки, где уже есть конкуренция, Яндекс не пойдет, например в Америку. А весь остальной мир открыт для Яндекса. «Если это работает, то осенью поговорим».

Рассказывая о турецкой специфике рынка, Волож сказал, что турецкие пользователи даже и не думали, что может быть какой-то выбор в том, что касается пользования интернетом. Для большинства из них интернет – это прежде всего Google. Они пользовались одним поиском, одной социальной сетью и т.д. Они даже и подумать не могли, что социальных сетей может быть несколько, также как и несколько поисков, которые можно выбирать по желанию, ориентируясь на качество или другие какие-то параметры. Если пользователи в Турции не отличаются от пользователей в России, Америке и Китае, то они должны начать пользоваться этим выбором. А все, что требуется от Яндекса – это сделать сервис очень хорошего качества, а это как раз то, что Яндекс умеет делать.

На вопрос корреспондентов о том, что Яндекс может манипулировать выдачей, и как это можно проверить и этого избежать, Аркадий Волож ответил:


«Этого надо бояться всегда, что кто-то вам показывает не те данные — вдруг вы ищете, а вам показывают не честную картину, а сдвинутую. Именно поэтому так важно иметь выбор провайдеров, в частности в поиске. Всегда должно быть много источников информации – проверяйте, сравнивайте и пользуйтесь тем каналом, тем поисковиком, который ищет информацию качественней. Делать это нужно всегда, именно поэтому я так и переживаю за остальные страны, где перепроверить ничего нельзя. Где есть только один провайдер услуги и то, что он показывает, и есть абсолютная правда».

Корр. : А приходилось ли вам заниматься подавлением контента в связи с какими-то определенными соображениями?

Аркадий Волож: — Вы наверное имеете в виду все-таки борьбу со спамом? Тогда – да, приходилось.

Корр: — Нет, я имею в виду другое…

Аркадий Волож: — Звонят ли нам и говорят: пожалуйста, уберите что-нибудь из выдачи? Да, звонят и пишут каждый день. Это рутина. Постоянно кто-то звонит и говорит – почему это находится выше, а это ниже, почему вообще это где-то находится.

Интернет есть интернет. Во-первых, можно всегда сравнить, как это показывается у нас и как это показывается у кого-то другого. Во-вторых, у нас есть правила сортировки результатов, это делается автоматически. В общем, если что-то не так, то надо идти и исправлять в источнике, потому что поисковая система не генерит контент, она просто его находит и показывает. Если что-то ранжируется выше чего-то, то это потому, что на это больше ссылаются, это чаще упоминается и так далее. На это есть какие-то объективные причины. Никто руками выдачу не подкручивает, это сделать невозможно.

Что касается проверки кошелька Навального, то Волож заявил, что Яндекс по закону обязан показывать по соответствующему запросу все прохождение денежных средств. Яндекс.Деньги, как и любая финансовая организация, является прозрачной для специальных органов. На любой запрос она обязана ответить по какой-то установленной процедуре, и она это делает. Это нормально. Это тоже рутина. Каждый день в Яндекс.Деньги приходят такие запросы, потому что система большая, обслуживает всю страну, и это нормально.

На вопрос о том, есть ли у нашего интернета какая-либо нужда в западном опыте, западных деньгах и западных технологиях, генеральный директор Яндекса ответил так:

«Деньги не бывают иностранные и не иностранные, деньги есть деньги, и кому они принадлежат – вы никогда не узнаете. Денег в интернете сейчас совершенно точно больше, чем можно профинансировать, сейчас наблюдается скорее давление инвесторов на стартапы, нежели стартапы, бегающие за инвесторами и выбивающие деньги. Если у вас хорошая идея – то у вас и очередь из инвесторов, если идея так себе – то и очереди, естественно, нет. Так в принципе было на протяжении всей истории интернета, а сейчас особенно. За последние 3-4 года количество венчурных фондов, фабрик невероятно увеличилось. Поэтому с деньгами в интернете проблемы нет.

Что касается технологий, тот тут скорее мы экспортируем технологии, нежели импортируем. Почти все основные игроки рынка – местные, и технологии тоже местные.

Не волнуйтесь за интернет, там будет очень много идей все время. Он никогда не станет скучным. Весь интерес такой инновационной области, как интернет и заключается в том, что никто вам не может с точностью предсказать, что там будет через год».

Журналист, новостной редактор, работает на сайте с 2009 года. Специализация: интернет-маркетинг, SEO, поисковые системы, обзоры профильных мероприятий, отраслевые новости рунета. Языки: румынский, испанский. Кредо: Арфы нет, возьмите бубен.