Бизнес в стиле Virgin. Чему вас не научат в бизнес-школе

    В 2012 году, благодаря издательству «Манн, Иванов и Фербер» я прочитал множество книг по маркетингу, пиару, клиентоориентированности и продвижению бизнеса. Однако последняя среди них – «Бизнес в стиле Virgin» – стоит особняком. Прежде всего потому, что её автор Ричард Брэнсон – не рядовой предприниматель. Его называют «Леонардо да Винчи от бизнеса»: будучи дислексиком и страдая (страдая? Вот уж не самое подходящее слово в этом случае!) синдромом дефицита внимания, он сумел стать одним из самых богатых и успешных людей мира, создав более 600 предприятий. Его империя, начавшись с журнала Student, расширилась в буквальном смысле слова до границ космоса. Под маркой Virgin записывались и продавались музыкальные диски, работали фитнес-клубы и мобильные операторы, издаются книги, осуществляются авиа- и железнодорожные перевозки, финансовые операции, а компания Virgin Galactic разрабатывает туристические суборбитальные полёты и реализует запуски небольших искусственных спутников.

    Реальные финансовые показатели Virgin Group доподлинно неизвестны. Как пишут СМИ, деньги надёжно скрыты в сложнейшей паутине офшорных трастов и управляющих фондов. Личное же состояние Ричарда Брэнсона оценивается почти в 4 миллиарда фунтов стерлингов (порядка 6,5 миллиардов долларов). Он является членом группы The Elders, объединяющей значимых и уважаемых мировых лидеров, которые заняты решением важнейших проблем человечества.

    Последний факт я привёл не случайно. Ибо название книги «Бизнес в стиле Virgin. Чему вас не научат в бизнес-школе» (в оригинале «Like a Virgin. Secrets They Won’t Teach You at Business School») не совсем точно отражает её содержание. Скорее её стоило назвать «Ответы на Главный вопрос Жизни, Вселенной и вообще» – и лапидарный адамсовский ответ Брэнсон расширяет до «82». Именно такое количество эссе, посвящённых бренду Virgin и стилю работы а-ля брэнсон, собраны под обложкой. Здесь есть советы по запуску своего дела, максимизации шансов на успех, о том, как писать убедительные бизнес-планы, искать инвесторов, зарабатывать доверие клиентов и иметь дело с недовольными, мотивировать сотрудников, заключать сделки и расставаться с партнерами. А также размышления о таких планетарных вещах, как глобальное потепление, освоение космоса и борьба с наркотиками.

    Часть статей – это ответы на вопросы, которые задают Ричарду Брэнсону люди разных возрастов, профессий и социального положения, живущие в разных уголках мира. Другая часть – его собственные рассуждения «на свободную тему». И это делает «Бизнес в стиле Virgin» интересной не только предпринимателям. Но кто сказал, что бизнес-книга не может быть развлекательной? У книгоманов есть незамысловатое гадание: взяв в руки новый том, сформулируйте вопрос, а затем откройте любую страницу и, ткнув пальцем в первую попавшуюся строчку, получите ответ. С книгой «Бизнес в стиле Virgin» такой игрой можно забавляться практически бесконечно, задавая вопросы из любой сферы жизни.

    О предпринимательстве в эпоху кризиса: «Не каждый может быть предпринимателем. (…) Если у вас есть стабильная работа, сейчас не время подавать заявление об уходе – особенно если вы не уверены «на все сто», что ваша идея великолепна».

    «Никогда не забывайте, что преодоление превратностей судьбы — признак настоящего предпринимателя».

    О развитии компании: «Я не заставлял наши команды проводить серьезный анализ для выбора новых направлений – попросту говоря, «паралич анализа», который неизбежно тормозит бизнес. Во главу угла я поставил открытость новым идеям. Именно поэтому я всегда приветствую наличие у сотрудников собственных интересов помимо рабочих, поощряю их к тому, чтобы они регулярно брали отпуск».

    «Идея должна быть проста, чтобы человек мог претворить ее в жизнь. Мелкие, бережливые компании – будущее бизнеса».

    О богатстве: «Успех в бизнесе не имеет ничего общего с прибылью. Она необходима, чтобы инвестировать в следующий проект: оплатить счета, вернуть деньги инвесторам и вознаградить людей за то, что они много работали. Всё».

    «Деньги – плохой показатель успеха. Хуже только слава».

    О мотивации: «Моя философия не претерпела изменений: делай то, что тебе нравится, – и твой энтузиазм передастся другим, обеспечив тем самым создание заинтересованной и энергичной команды. (…) Самая важная моя задача – привлекать и мотивировать прекрасных людей, которые искренне считают, что их работа важнее, чем просто деньги».

    О делегировании полномочий: «Что бы вы ни делали, обращайтесь с сотрудниками как со взрослыми людьми. Совесть работника – обычно самый требовательный начальник, и чем больше самостоятельности вы дадите сотрудникам, тем лучше они будут работать».

    О дресс-коде: «От имени всех угнетаемых носителей галстуков в мире вот мой призыв к тем корпоративным деспотам, которые до сих пор заставляют своих подчиненных мужского пола ежедневно надевать на шею удавку: «Подумайте еще раз, так ли это необходимо?».

    В некоторых отзывах читатели отмечают, что из заголовков трудно понять, о чём пойдёт речь в эссе, а сам Брэнсон примерно с 50-й страницы начинает повторять одни и те же мысли. Однако мне кажется, что и то, и другое – неважно. Эту книгу необязательно читать подряд от корки до корки. К ней, как к хорошему приятелю, учителю или родственнику можно обращаться периодически за коротким и ёмким советом в стиле Virgin.

    Журналист, новостной редактор, работает на сайте с 2009 года. Специализация: интернет-маркетинг, SEO, поисковые системы, обзоры профильных мероприятий, отраслевые новости рунета. Языки: румынский, испанский. Кредо: Арфы нет, возьмите бубен.