С одной стороны, Mozilla Firefox заявляет о блокировке внешних JavaScript-кодов, которые используют CPA-сети, системы аналитики, например, Яндекс.Метрика и рекламные системы, например, Google Ads для отслеживания действий пользователей. Из-за блокировок кодов данные о пользователях Mozilla Firefox не попадут в аналитические и рекламные системы. Таким образом, отслеживание действий людей, которые пользуются браузером, станет невозможным.
В результате у рекламодателей останется минимум информации о пользователях браузера. Из-за отсутствия данных о поле, возрасте и интересах, не будет возможности составить портрет аудитории браузера. В итоге для работы с аудиторией Mozilla Firefox не подойдет большинство рекламных инструментов, например, таргетированная реклама или ремаркетинг.
С другой стороны, в мировом масштабе на Mozilla Firefox приходится чуть более 10% пользователей десктопов и менее 1% мобильных устройств, а в рунете доля браузера не превышает 8%. Mozilla Firefox используют немногие жители России, поэтому блокировка кодов сторонних сайтов в браузере не отразится на эффективности рекламы или аналитике действий пользователей.
Стоит отметить, что возможность блокировки внешних кодов была у пользователей браузера и раньше. С помощью сторонних расширений для Mozilla Firefox люди, желающие скрыть действия от аналитических и рекламных систем, могли включить блокировку. Напомним, что подобные расширения существуют у большинства браузеров. Однако, как показывает практика, их редко используют, поскольку большинство рядовых юзеров не знают об этой возможности.
Mozilla Firefox не первый браузер, запретивший сторонним сайтам отслеживать действия пользователей. Так, в 2017 году Safari ввел автоматическую блокировку Third-party cookies – меток сторонних сайтов. Например, с помощью Third-party cookies CPA-сети, Рекламная сеть Яндекса и Контекстно-медийная сеть Google помечают людей, которые видели рекламные баннеры в интернете и позже зашли на сайт рекламодателя. Таким образом, отслеживается эффективность креативов и рекламных площадок, но после внедрения блокировки Third-party cookies рекламодатели имеют эту возможность только в течение 24 часов. Так что, если пользователь увидел баннер в понедельник, а совершил покупку во вторник, рекламодатель не сможет узнать, какая именно реклама привела его на сайт.
Учитывая, что Safari занимает более 23% российского мобильного рынка, а пользовали iOS являются важной аудиторией для многих рекламодателей, крупные игроки искали пути обхода блокировки. Например, Google ввел файл cookie _gac, который сохраняет «путь» пользователей и позволяет отслеживать рекламные источники покупок. Поэтому пока блокировка в Safari не оказала влияния на рекламу и аналитику кампаний.
Пользователей mac OS также ожидает выход новой операционной системы Mojave, содержащей дополнительные механизмы блокировки сторонних трекеров. Не сомневаюсь, что рекламные системы придумают варианты обхода и этих ограничений.
Таким образом, на лицо тенденция борьбы за приватность пользователей между браузерами и рекламными системами. Однако, в случае Mozilla Firefox борьба скорее односторонняя. Да, блокировщик браузера обещает быть гораздо жестче нововведений Safari. Но если учесть минимальную долю пользователей Mozilla Firefox, вряд ли крупные рекламные и аналитические системы будут тратить силы на поиск решений для обхода ограничений и сосредоточатся скорее на отслеживании пользователей популярных браузеров.