Большая игра в бизнес. Единственный разумный способ управления компанией

«Самый лучший, самый эффективный и самый прибыльный способ ведения бизнеса - предоставить каждому сотруднику компании право голоса в вопросах управления и долю в финансовых результатах, хороших или плохих, - утверждают авторы книги. - Придерживаясь этого принципа, мы превращаем бизнес в игру, и в нее может играть каждый сотрудник компании»
Вот, собственно и все. Оставшиеся триста страниц – это пояснение, почему это утверждение верно, и что необходимо для внедрения модели «открытого управления» (open-book management).

Эта книга – переиздание нашумевшей The Great Game of Business: The Only Sensible Way to Run a Company CROWN BUSINESS, приуроченное к 20-летию ее выхода. Текст 20-летней давности вошел в книгу без изменений. Новое издание дополнено разделом «Включайтесь в игру: пособие по «Большой игре в бизнес». В нем на примере компании – некоего собирательного образа авторы показывают, как можно перестроить бизнес для работы по принципам «Большой игры».
В пользу изложенных в книге идей и подходов говорит история их применения, цифры и факты.

Все начиналось просто и печально. 19-летнего «плохого мальчика» Джека, которого выперли из колледжа и с нескольких предприятий, отец устроил работать курьером в Harvesty International - крутую фирму, которая занималась производством и ремонтом сельхозтехники. Мальчик прижился, пустил корни и пошел вверх по карьерной лестнице. Спустя 14 лет, в 1983 году, когда началась эта история, он уже руководил подразделением в Спрингфилде, специализировавшимся на ремонте двигателей. Его сегодня было вполне пристойным, завтра – прогнозируемым, несмотря на рецессию в экономике, но тут руководство Харвести «порадовало» работников известием, что цех в Спрингфилде убыточен и будет закрыт. На 13 менеджеров и 119 рабочих новость произвела неизгладимое впечатление: до последнего дня они получали премии, гордились своей работой и стабильностью.

Менеджеры получили право выкупить цех. За счет личных и одолженных у родственников средств они собрали целых 100 тыс долларов. Оставшиеся 9 млн долларов взяли в кредит. Выкупили цех, назвали новую компанию SRC (Springfield Remanufacturing Corporation), начали разгребать завалы, искать возможности выйти в плюс. Это и привело к появлению новой модели управления, которую потом назвали open-book management или Большой игрой в бизнес.

Спустя 30 лет в SRC Holdings Corporation работает больше 1200 человек, ее объем продаж превышает 450 млн долларов. В составе SRC - 31 структурное подразделение, в том числе совместные предприятия с John Deere, Case New Holland и Navistar. Кроме того, SRC поддерживает два фонда венчурного капитала. Джек Стэк – ее основатель, президент и СЕО.

Начиная с 1983 года, благодаря системе открытого управления, SRC Holdings Corporation основала или приобрела больше 60 малых и средних компаний в самых разных сферах и создала тысячи рабочих мест.

За это же время стоимость акций SRC выросла на тысячи (!) процентов, с 10 центов до 199 доллара за акцию. И последняя деталь: компания полностью принадлежит работающим в ней людям, как у нас бы сказали, трудовому коллективу.

Когда читаешь эту книгу, в памяти неожиданно всплывают все старые клише, что-то о зверином оскале капитализма и эксплуатации человека человеком, и открытия гуру нового времени – о ценности корпоративной культуры и необходимости вовлечения сотрудников в работу. Автор книги открыл это куда раньше и в куда большем объеме.

Целью предпринимательства эта акула капитализма считает создание и сохранение рабочих мест благодаря повышению прибыльности и созданию денежных потоков.

Законы и принципы бизнеса, в трактовке Стэка, таковы: что отдаешь, то и получаешь, легко остановить одного человека, гораздо труднее остановить сотню, каждый получает по заслугам, делайте то, что должны делать, и нужно просто хотеть. Из них следует высший закон бизнеса по Стэку: обращаясь к высшему уровню мышления сотрудников, можно добиться максимального уровня производительности.

Возможно, специфический старт привел Джека Стэка к пониманию: нельзя обманывать людей. Сотрудники предприятия должны знать, на каком они свете, смогут ли они выплачивать свои кредиты, не потеряют ли работу. А значит, они должны знать, в каком финансовом состоянии находится предприятие.

Просто открыть свободный доступ к финансовым данным – бессмысленно: большая часть сотрудников не сможет в них разобраться. Значит, нужно их обучить. Люди должны понимать, хорошо или плохо работает их подразделение. Значит, нужно ввести ключевой показатель и для всего предприятия, и для отдельных подразделений. Каждый «винтик» системы должен понимать бизнес-смысл своей деятельности, здраво оценивать свою роль в системе, и тогда он захочет ее увеличить – особенно, если это будет подкреплено материальным вознаграждением. «Премия лучше похвалы», уверен старый капиталист, и подробно описывает довольно сложную систему премирования, действующую на SRC. Система открытого управления предполагает, что каждый сотрудник должен получить свою долю в результатах работы предприятия. Более того, лучше, чтоб у сотрудника была и «собственническая» заинтересованность. Сотрудники SRC могут на определенных условиях приобретать акции холдинга. Акции не торгуются на IPO, чтобы акционеры-чужаки не стали влиять на решения компании. При увольнении работника компания выкупает акции.

«Не все участники «Большой игры в бизнес» могут или хотят иметь долю в собственном капитале компании, к тому же это еще не гарантия успеха, - предупреждает Стэк. - Однако опыт и результаты исследований говорят о том, что сотрудники, которые являются одновременно и владельцами компании, совсем по-другому относятся к ней, к своей работе и обязанностям, что существенно повышает вероятность успеха».

Работник, став собственником и образованным деловым человеком, зачастую выдает замечательные бизнес-идеи. И это отличная возможность для развития компании: можно поддержать «своего» и получить дополнительную прибыль.

Для успешного бизнеса «самая большая преграда – невежество, уверен Стэк. - Именно невежество влечет за собой крушение планов». А значит, учить и учиться должны все работники предприятия.

В «Большой игре в бизнес» Джек Стэк подробно описывает логику выработки премиальной системы при открытом управлении, методы перспективного прогнозирования – необходимый элемент системы, определения ключевых показателей для разных сфер бизнеса и многое другое. Главной же в книге остается философия: не считайте своих работников идиотами – вы теряете прибыль! Делитесь, и вы заработаете больше.

Эта книга будет крайне полезна предпринимателям, строящим или развивающим свое дело на территориях постсоветских республик. Тем, кто выходит на рынок всерьез и надолго, как минимум, нужно быть в курсе изложенных в «Большой игре» способов ведения бизнеса.

Количество активных пользователей WhatsApp достигло 800 млн человек

Ежемесячная аудитория WhatsApp теперь составляет 800 млн активных пользователей...

Google AdSense снова показывает резкий скачок CTR объявлений

Многие издатели Google AdSense заметили необычно высокий уровень CTR по своим объявлениям за последние несколько дней...

Justbutik.ru запустил интеллектуальный поиск товаров по интернет-магазинам России и Европы

Онлайн-агрегатор Justbutik.ru – запустил функцию интеллектуального поиска, значительно упрощающую поиск необходимого товара по предпочитаемой марке или цене

Франция потребует от Google раскрыть механизм работы поискового алгоритма

Сенат Франции проголосовал за внесение поправок в законопроект, который будет требовать от поисковых систем отображения, как минимум, трёх конкурентов на своей главной странице

Google уменьшил количество инструментов и фильтров поиска

Google уменьшил количество поисковых инструментов и фильтров с девяти в 2013 году до двух в настоящее время

Google привёл неверные данные о трафике в ответе на обвинения Еврокомиссии

В посте, оспаривающем антимонопольные обвинения Еврокомиссии, Google ссылается на ряд данных о трафике отдельных интернет-ресурсов. Некоторые из них оказались неверными