Автор: Алексеева Эльвира, руководитель отдела интернет-маркетинга компании Экса Медиа

Структура сайта — один из критериев, важнейших для продвижения в поисковой выдаче. На личном опыте расскажем, как этот параметр повлиял на видимость и позиции косметологической клиники, с которой мы работаем.

Клиент обратился в нашу компанию за услугами SEO-продвижения косметологии. В перечне её услуг — стандартные процедуры, которые оказывает большинство продвинутых центров. Из-за высококонкурентной тематики любые изменения на ресурсе были рискованными и могли серьёзно повлиять на позиции.

Работы по проекту начались с базовых обязательных этапов. Мы провели анализ сайта, собрали данные аналитики, составили полное семантическое ядро и выполнили его кластеризацию. Также в рамках начальных работ производился аудит, анализировались конкуренты, разрабатывалась стратегия по расширению структуры ресурса.

Как раз в процессе аудита SEO-специалист выявил на сайте множество недочётов. Особенно много вопросов возникло к иерархии страниц. Структура большинства разделов ресурса оказалась неправильной, многие страницы относились не к своим разделам. При дальнейшем изучении мы заметили ещё один недостаток — большая часть названий URL не соответствовала тематике страниц.

При этом в визуальном плане всё было более или менее логично: существовали родительские разделы, каждый из них имел свои подразделы. Однако с технической точки зрения все страницы «жили самостоятельно». Например, ряд услуг был размещён в информационном блоке или относился не к тому разделу.

Так выглядела структура URL и вложенности страниц

(на рисунке представлена пара разделов из полной структуры)

Конечно же, для клиента была подготовлена рекомендация по формированию новой структуры, сделанная на основе пользовательского спроса. Она учитывала правильную вложенность подразделов, правильное расположение услуг в необходимых разделах, а не в информационных блоках и т. д.

Но в итоге мы получили от клиента отказ. Почему? Всё просто — работы требовали дополнительных денежных вложений. Система управления сайтом не позволяла с лёгкостью переименовать урлы и настраивать редиректы. Поэтому требовалось поменять логику обработки URL и ЧПУ, логику построения ссылок в верхнем и боковом меню и, конечно же, переписать код.

Мы решили работать с тем, что есть. Шли месяцы, веб-сайт оптимизировался, но результатом мы были недовольны. Стало ясно, что без изменений структуры не удастся достичь высоких позиций в поисковой выдаче.

Мы составили для клиента список рекомендаций и подробно изложили суть всех изменений. Спустя 4 месяца нашего сотрудничества заказчик всё-таки согласился на работы по переорганизации веб-сайта.

Практически сразу было подготовлено техническое задание на расширение и переработку структуры.

Такую структуру мы предложили клиенту:

(на рисунке представлена пара разделов из полной структуры)

Работы включали в себя некоторые риски:

  1. Вложенность URL стала больше, а следовательно, время индексации внутренних страниц могло существенно увеличиться. Было неясно, сколько времени пройдёт до включения всех страничек в индекс.
  2. Неизвестно было и то, как поведут себя запросы, которые имели неплохую видимость или находились в ТОП-10 органической выдачи. Были опасения, что ресурс потеряет позиции.

Пришлось ещё раз взвесить «за» и «против». В итоге мы решили рискнуть, так как предполагалось, что правильная структура принесёт больше пользы, чем вреда.

Чего удалось достичь?

Работы по переорганизации сайта мы провели почти сразу после согласования. Все подготовительные мероприятия уже были выполнены, поэтому препятствий для запланированных действий не оставалось.

Сегодня, спустя несколько месяцев после проведения работ, у сайта заметно улучшилась видимость по приоритетным направлениям в поисковой выдаче. Ниже приводим сводку по запросам (данные за апрель и август):

То, что структура сайта — один из «китов», на которых держится вся работа по SEO-оптимизации, известно каждому, даже начинающему специалисту. Об этом сообщает даже сам Яндекс в рекомендациях. Это не зависит от тематики сайта, от её конкурентности. Логичность, грамотность структуры упрощает взаимодействие пользователя с ресурсом, и эту простоту должны оценить поисковики.

Ситуация сложнее, когда работа идёт с ресурсом, который рискованно переорганизовывать. Любые изменения предсказуемо снизят позиции сайта на какое-то время. Но практика показывает, что рисковать стоит, если найдена правильная структура.

О чём при этом необходимо помнить? 

Во-первых, только этими работами не обойтись, структура — важный, но не единственный фактор для ранжирования. А для пользователя ещё не менее важны дизайн и юзабилити.  

Во-вторых, сама структура должна быть разработана наилучшим образом. А для этого требуется обстоятельный анализ, в том числе — сайтов конкурентов.

В-третьих, особенно стоит быть аккуратными с теми страницами, на которые накоплена приличная ссылочная масса, а контроль над ссылками потерян. Чем дольше ресурс существовал с нынешней структурой и при этом был успешен, тем более возрастают риски. В некоторых случаях стоит попробовать что-то ещё.

Что очевидно — нужно пробовать различные способы усовершенствования сайта и никогда не останавливаться на достигнутом.

Журналист, новостной редактор, работает на сайте с 2009 года. Специализация: интернет-маркетинг, SEO, поисковые системы, обзоры профильных мероприятий, отраслевые новости рунета. Языки: румынский, испанский. Кредо: Арфы нет, возьмите бубен.

14 КОММЕНТАРИИ

  1. После «Система управления сайтом не позволяла с лёгкостью переименовать урлы и настраивать редиректы» стало все понятно, продолжать чтение не стал…. такой дилентализм на серче писать…. Днище достигнуто….

  2. Если на страницу epilatsia/litso/gubi можно попасть с главной, то это не структура САЙТА.
    То, что вы сделали, это структура УРЛов.

    Что бы это стало структурой сайта, нужно что бы на страницу /gubi/ можно было бы попасть только со страницы /epilatsia/ или /litso/ (раздел / подраздел)

    Если честно, то я не понял чем хороша эта структура, кроме того что она «хорошая»?
    Чем она помогла пользователю? А сайту?
    Вы СЫМИТИРОВАЛИ структуру, в надежде что поисковикам это понравится.

    А сайт подрос за счет других работ, которые вы проводили по сайту. Вы же не только структуру в апреле сделали и до августа ждали от нее выхлоп?

    П.С. палю тему — я пробовал делать страницы типа:
    /taxi/moscow/saint-petersburg и могу вам на 1000% сказать, что лучше ранжируется
    /taxi-moscow-saint-petersbourg.

    Потому что тогда ключевики не в ПУТИ к документу, а в названии документа.

    • В примере приведена часть структуры, построения урлов. В нашем случае все было структурировано с разделом и подразделом.
      Если вы внимательно прочитали, то в статье говорится о том, что изначально в структуре был «хаос». Пользователю помогло проще ориентироваться на разделах, те же самые хлебные крошки стали логически верно построены.
      Мы привели в ее логически правильную иерархию построения. Никто ее не сымитировал.
      В вашем «палеве» отыграло так, в нашем случае по-другому.

      • Я думаю, Юрий прав в том, что позиции выросли не из-за урлов 🙂 То есть, урлы можно было вообще не трогать. Вот хлебные крошки — это да, вещь полезная, они могли положительно повлиять. Но судя по скриншоту из allpositions, больше похоже, что разделы были под постраничным Баден-Баденом, а после смены урлов фильтр повторно не наложился, вот и всё. Вероятно, контент на страницах был изменён, может переспам убрали, добавили чего-нибудь полезного — вот и результаты.

        Но заголовок у вашей статьи правильный — структура сайта для продвижения важна. Только урлы тут ни при чём 🙂