Булат Каримов: «Создавая остров, думайте о том, кто будет пользоваться его функционалом»

В июле 2013 года компания Яндекс сообщила об официальном запуске бета-версии Островов для пользователей из России, Украины и Турции. Новая платформа с полностью переработанным интерфейсом и интерактивными ответами стала доступна прямо в поиске Яндекса.

Редакция Searchengines.ru обратилась в Яндекс с просьбой подробнее рассказать о новом интерфейсе поисковой выдачи. Ответить на наши вопросы согласился менеджер по маркетингу поисковых сервисов Яндекса Булат Каримов. Булат окончил факультет ВМК Казанского государственного университета и в настоящее время работает в команде Яндекс.Островов. Ранее он трудился в команде сервиса Яндекс.Вебмастер.

SE: Какую основную цель преследовала команда Яндекса, разрабатывая принципиально новый интерфейс выдачи? По вашему мнению, поиск в его нынешней концепции уже не удовлетворяет требованиям пользователей?

Булат Каримов: Наша цель – добиться максимально быстрого решения задачи, которую ставит пользователь перед поиском. Мы постарались сделать ответ сервиса в поиске интерактивным, понятным и требующим минимум лишних действий от человека.

Возможность быстро решить задачу стала особенно актуальной с развитием мобильного интернета, где цена каждого действия пользователя довольно высока.

Острова стали логичным продолжением всей истории Яндекса: мы всегда делали сервисы, которые дополняют «универсальный» поиск в конкретных областях, например, вертикальные сервисы. Теперь мы расширяем этот подход, пытаясь перенести опыт работы сервисов Яндекса на другие сайты, владельцы которых лучше, чем кто-либо ещё знают, что нужно их пользователям.

SE: Будут ли собственные острова у сервисов Яндекса?

Булат Каримов: Они уже есть, только мы привыкли называть их по-другому – «колдунщиками». «Колдунщик» — это быстрый ответ от сервисов Яндекса, который видно сразу на странице поиска.

Например, когда вы спрашиваете у Яндекса [какая погода в Симферополе], поисковик выводит ответ, заимствованный из сервиса Яндекс.Погода, снизу от поисковой строки – над списком ссылок на другие ресурсы. Аналогичные ответы выводятся по запросам, связанным с приготовлением коктейлей, переводом слов, определением своего IP-адреса и целым рядом других сценариев.

SE: Булат, продолжая тему поисковой выдачи, хотелось бы задать вам такой вопрос: если владельцы сайтов предпочли не создавать острова – их ресурсы будут показываться в выдаче ниже сайтов, имеющих островной интерфейс? Иными словами, не будет ли при таком подходе ресурс, не имеющий островного интерфейса проигрывать в результатах сайтам, уже имеющим собственные острова?

Булат Каримов: Позиция сайта на выдаче определяется только алгоритмами ранжирования. С другой стороны, если сайт хорошо представлен в выдаче и помогает пользователю быстро решить задачу — он привлечёт больше внимания.

SE: Будет ли в Яндекс.Метрике статистика по переходам именно с островов? К примеру, если пользователь взаимодействовал с островом, но не переходил на сайт – это будет отражаться в метрике?

Булат Каримов: В Метрике будет доступна аналитика переходов и взаимодействия пользователей с элементами интерактивного ответа. Подробная информация появится после запуска отчетов по островам в Метрике.

SE: Тогда, ещё один вопрос, касающийся инструментов статистики: иногда по Вебвизору можно понять, что человек что-то искал и пытался произвести какое-то целевое действие, и, зная это, добавить нужную опцию на сайт. Как можно провести аналогичный анализ с островами?

Булат Каримов: Предоставление статистики по островам в Метрике — важная задача. Мы обязательно предоставим вебмастерам максимально полную информацию, касающуюся статистики; а количество отчетов будет со временем увеличиваться. Про конкретные возможности расскажем позже.

SE: Предусматриваются ли различия в интерфейсе островов в зависимости от тематической направленности сайта? Будут ли сайты-исключения, которым будет запрещено создавать острова?

Булат Каримов: В целом, набор функциональности для всех сайтов будет одинаковый. В зависимости от тематики сайта, можно будет настраивать разные поля. Если мы поймем, что есть хорошие варианты для отдельных типов сайтов — например, для туристических агентств или страховых компаний — мы опубликуем в общем доступе библиотеку островов.

Использовать острова в выдаче могут все сайты, соответствующие поисковой лицензии. В правилах модерации будут прописаны ограничения для некоторых сайтов, в частности, нельзя будет создать острова для сайтов, содержащих контент 18+.

SE: Какое максимальное количество островов допустимо для создания на одном сайте? Есть ли у команды Яндекса какие-то пожелания и рекомендации на этот счёт?

Булат Каримов: Пока у нас нет ограничения по количеству островов, которые можно создать для одного сайта. По сути, никто не запрещает сделать отдельный остров хоть для каждой страницы. Однако, приступая к созданию очередного острова, следует руководствоваться вопросом: «Кто будет пользоваться его функционалом?» Островов не может быть больше, чем сценариев базовых задач, которые решают пользователи.

Не стоит также забывать о том, что каждый остров проходит отдельную модерацию.

SE: Сколько времени занимает модерация нового острова (с момента его создания владельцем сайта до появления в выдаче)?

Булат Каримов: О точном времени прохождения модерации говорить пока рано. Постараемся сделать так, чтобы она проходила максимально быстро.

SE: Что именно будет проверяться в ходе модерации?

Булат Каримов: В ходе модерации мы планируем проверять соответствие острова техническим требованиям; корректную работу страниц, на которые он ведёт; соответствие острова содержанию сайта.

SE: Кто и как будет осуществлять модерацию? Если остров не проходит стадию проверки, будете ли указывать причины вебмастеру?

Булат Каримов: Часть проверок будет проводиться автоматически, часть — в ручном режиме. За статусом можно будет следить в сервисе Яндекс.Вебмастер. В случае если остров не пройдет модерацию, сервис сообщит о технических проблемах вашего острова в специальном разделе.

SE: Булат, тогда немного провокационный вопрос: может ли функциональный и востребованный пользователями остров улучшить позиции ресурса в поисковой выдаче, и наоборот?

Булат Каримов: Острова не влияют на ранжирование сайтов, поэтому такой вопрос по определению не стоит. По сути, остров — это новый вид сниппета.

SE: Планируете ли оставить возможность выбора региона при поиске?

Булат Каримов: В бета-версии мы представили только самые полезные инструменты для решения задач пользователей. Другие инструменты пока находятся в разработке, и скоро в том или ином виде появятся на бете.

SE: Как лучше поступать владельцу мультирегионального сайта – создавать острова для целевых страниц по каждому региону?

Булат Каримов: Всё зависит от того, как у вас настроена региональность. Если для каждого региона заведён отдельный домен — тогда под каждый нужен «свой» остров. Если выбор региона реализован внутри сайта — достаточно одного острова, привязанного к нужной странице.

В том случае, если есть версии сайта для разных языков, для каждой версии нужен отдельный остров, «привязанный» к странице на конкретном языке.

SE: Будет ли отличаться интерфейс островов в различных регионах присутствия Яндекса?

Булат Каримов: Базовые принципы для создания интерактивных ответов и их внешний вид везде одинаковые. Небольшие эксперименты возможны разве что в Турции – в первом регионе, где новый интерфейс стал открытым сразу для всех пользователей.

SE: Булат, расскажите нам, пожалуйста, будет ли интерфейс Украинских Яндекс.Островов чем-либо отличаться от интерфейсов островов в других регионах?

Булат Каримов: Для Украины острова будут точно такими же, как и в других странах. Интерфейс везде единый — он разрабатывается группой дизайнеров в Москве.

Сейчас мы готовим большое обновление бета-версии островов, приуроченное к открытию конференции Yet another Conference 2013 (YaC). К островам, которые мы показали в июле («Розетки», «Новая почта» и Zakaz.ua), добавятся новые, а среди сайтов-партнёров будут как российские, так и украинские компании.

Журналист, новостной редактор, работает на сайте с 2009 года. Специализация: интернет-маркетинг, SEO, поисковые системы, обзоры профильных мероприятий, отраслевые новости рунета. Языки: румынский, испанский. Кредо: Арфы нет, возьмите бубен.