Чего ждать от алгоритма BERT?

Пожалуй, наиболее ярким событием прошедшего месяца в сфере SEO стало обсуждение алгоритма BERT, начавшееся после объявления сотрудниками Google о том, что этот алгоритм уже используется в поиске для ряда запросов. И хотя, на мой взгляд, этот алгоритм не оказывает сколько-либо заметного влияния на традиционные сферы сеошных интересов в поиске, обойти его вниманием, думаю, было бы не совсем правильно.

25 октября 2019-го года в блоге разработчиков поисковой машины Google появилась статья под заголовком «Understanding searches better than ever before» («Понимание поисковых запросов лучше, чем когда-либо прежде») за авторством вице-президента Google Search Панду Наяка (Pandu Nayak). В ней помимо весьма пространного раcсказа о технологии поиска под названием BERT, впервые анонсированной год назад, было упомянуто об ее уже состоявшемся запуске в «боевой» поиск: «We’re also applying BERT to make Search better for people across the world».

В статье как свершившийся факт рассматриваются примеры улучшения выдачи по некоторым запросам. Впрочем, ни о каком отдельном релизе в явном виде не было заявлено, и все выглядит так, что улучшения внедряются постепенно на протяжении некоторого времени, причем SEO-сообщество их не заметило до выхода этой статьи. А вот после появились заявления о дате релиза алгоритма. Так, сначала известный в западных SEO-кругах специалист Барри Шварц (Barry Schwartz) по горячим следам в день выхода статьи заявил о том, что алгоритм стал выкатываться на текущей неделе, а через несколько дней другой специалист Джордж Нгуен (George Nguyen) назвал точную дату: 21 октября, которую потом растиражировали различные отраслевые СМИ. 

Впрочем, не заметить изменения в поиске действительно немудрено, даже учитывая тот факт, что специалисты Google оценивают, что они затронут каждый десятый запрос на английском языке. Дело в том, что улучшения касаются длинного хвоста микрочастотных запросов на естественном языке, которые попросту выпадает из поля зрения сеошных систем мониторинга выдачи. В связи с этим вспоминаются яндексовские релизы алгоритмов «Палех» и «Королев», которые также практически не затронули традиционные сферы интересов SEO-индустрии в поисковой выдаче, хотя сотрудники Яндекса, несомненно, придавали им большое значение. Судя по всему, то же самое происходит и с последствиями внедрения алгоритма BERT. 

Так что SEO-специалисты, на мой взгляд, могут расслабиться и последовать совету евангелиста поиска Google Дэннни Салливана (Danny Sullivan), данному им в своем Твиттере: «There's nothing to optimize for with BERT, nor anything for anyone to be rethinking. The fundamentals of us seeking to reward great content remain unchanged.» (в вольном переводе – «Не нужно ничего оптимизировать под BERT, равно как и что-то переосмысливать. Наши фундаментальные основы искать достойный контент остаются неизменными.»). Беспокоиться, пожалуй, стоит лишь «выжигателям» семантики по инфозапросам, которым стоит задуматься о повышении качества своих статей «на все случаи жизни».

Впрочем, любые изменения в поиске многие владельцы сайтов теперь будут связывать именно с алгоритмом BERT. Показателен любопытный диалог, состоявшийся во время видео встречи для вебмастеров сотрудника Google Джона Мюллера (John Mueller). Владелец сайта, который ноябре упал по высокочастотным запросам на 4-5 страницу, сохранив при этом позиции по низкочастотному хвосту, обвинил в этом падении алгоритм BERT. Демонстрируя тем самым полное непонимание природы алгоритма, и получив от Мюллера ожидаемый ответ, что ситуация с его сайтом связана с рутинными изменениями алгоритма, не имеющими отношения к технологии BERT.

Полагаю, что если с позициями в выдаче Google и любого другого сайта в ноябре произошли значительные изменения, то очень вряд ли в этом повинен BERT.

Что же касается русскоязычных запросов, то пока не совсем ясно, насколько широко применяется к ним алгоритм BERT и применяется ли вообще, хотя Панду Наяк в своей в статье упоминает, что он используется для улучшения поиска по всему миру. 

Как один из примеров работы алгоритма Панду Наяк приводит англоязычный запрос «parking on a hill with no curb», демонстрируя как улучшилась выдача с учетом слова “no”, прежде игнорировавшегося:

Посмотрим, что происходит в выдаче по русскоязычным аналогам этого запроса. Запрос «парковка на склоне если нет бордюра» обрабатывается корректно, в первых двух сниппетах мы видим, что документы должны содержать ответ на вопрос:

Однако, чуть изменив запрос на «парковка на склоне без бордюра», мы видим, что сниппеты первых мест выдачи уже не указывают на то, что в документе содержится ответ на вопрос:

Кстати, Яндекс с его «Королевым» решает эту задачу аналогично. В первом случае сниппеты второго и третьего места содержат ответ на вопрос:

А вот во втором случае – нет:

В общем, алгоритмам обработки запросов на естественном языке в обоих поисковиках еще явно есть над чем поработать.

preview Сложность SEO: миф или реальность?

Сложность SEO: миф или реальность?

Как профессионалы, мы должны быть готовы к обновлениям, воздерживаться от паники и не переусложнять SEO
preview Как новые функции в SERP меняют поведение пользователей

Как новые функции в SERP меняют поведение пользователей

Компания Nielsen Norman Group изучила, как пользователи взаимодействуют с результатами поиска Google
preview Ремонтируем сайт для роста продаж — 5 этапов

Ремонтируем сайт для роста продаж — 5 этапов

Новый сайт должен отвечать потребностям бизнеса и современным требованиям отрасли
preview Предупрежден, значит вооружен: учимся исправлять основные ошибки в SEO

Предупрежден, значит вооружен: учимся исправлять основные ошибки в SEO

Как не допустить промаха и выбрать правильную стратегию оптимизации, если впервые занялся самостоятельным продвижением
preview CTR сниппета на выдаче: как выжать больше трафика из своих позиций

CTR сниппета на выдаче: как выжать больше трафика из своих позиций

Как повлиять на вид сниппета в поиске, а вместе с тем и увеличить CTR
preview Рэнд Фишкин об оптимизации «для» и «против» Google

Рэнд Фишкин об оптимизации «для» и «против» Google

По материалам выступления главы SparkToro Рэнда Фишкина на SMX East 2019. Доклад был посвящён эволюции бизнес-модели поисковой системы Google