Чистка поискового индекса сайта

Дубли страниц могут стать препятствием для своевременной переиндексации и корректного ранжирования сайта. Как быстро и правильно навести на своем ресурсе порядок?

Нередки случаи, когда поисковые системы индексируют на сайте большое количество страниц, не несущих с их точки зрения полезной информации – четкие или нечеткие дубликаты страниц, технический мусор, служебные страницы и т.п. Эти страницы могут стать препятствием для своевременной переиндексации и корректного ранжирования сайта, поэтому очень желательно минимизировать их количество в индексе. Сделать это можно разными способами, которые можно разбить на две большие группы: запрет к индексации и склейка с другими страницами сайта. Рассмотрим особенности каждого из способов и предпочтительные варианты их применения.

Основное различие запрета и склейки заключается в том, что в случае склейки, нетекстовые характеристики подклеиваемой страницы (назовем ее неканонической), такие как значения ссылочных, поведенческих и временных факторов, будут суммированы со значениями соответствующих факторов целевой страницы (назовем ее канонической). В случае же запрета индексации, вся эта информация будет просто потеряна. Поэтому запрещать к индексации в первую очередь имеет смысл те страницы, которые не имеют сколько-либо значимых значений нетекстовых характеристик, например, отсутствуют ссылки, ведущие на них, а количество трафика на этих страницах совершенно незначительно. Как правило, это служебные страницы, например, rss-лента, личные кабинеты пользователей или результаты поиска по сайту.

Запрет индексации страницы можно осуществить следующими способами:

  1. С помощью директивы Disallow в секции для соответствующего юзер-агента поисковика файла robots.txt
  2. С помощью значения noindex директивы content мета тега robots

В первом случае не будет расходоваться краулинговый бюджет, выделенный на переиндексацию страниц сайта, имеющих отклик 200 OK, так как индексирующий робот просто не будет обращаться к запрещенным в файле robots.txt страницам. Поэтому этот способ в общем случае более предпочтителен. Во втором случае робот будет скачивать страницы, и только после их скачки будет обнаружена запрещающая индексацию директива. Таким образом, краулинговый бюджет сайта будет частично расходоваться на постоянную переиндексацию подобных страниц.

Частично эту проблему можно решить с помощью корректной настройки обработки запроса If-Modified-Since (подробнее см. в моей статье «Заголовки Last-Modified и If-Modified-Since»). Более того, во втором случае запрещенные к индексации страницы на некоторое время могут попадать в индекс. Причем это время может быть и не таким уж их краткосрочным, имеют место случаи, когда счет идет даже не на дни, а на месяцы. Поэтому второй способ целесообразно использовать только в следующих случаях:

  • Если число таких страниц достаточно велико, а особенности их URL таковы, что не представляется возможным достаточно компактно перечислить их в директивах файла robots.txt с помощью правил стандарта исключений для роботов и поддерживаемых поисковиками его расширений (например, см. соответствующую документацию для Яндекса и Google). Так, Яндекс имеет ограничение на размер файла robots.txt в 32 кб, а Google - в 500 кб.
  • Если запрещаемые к индексации страницы в силу каких-либо причин являются единственным источником внутренних ссылок на те страницы сайта, которые должны находиться в поисковом индексе. В этом случае директива content мета тега robots кроме значения noindex должна иметь также значение follow, разрешающее поисковому роботу переходить по ссылкам на странице.

Как уже было сказано выше, склейка страниц, в отличие от запрета к индексации, позволяет суммировать значения нетекстовых факторов подклеиваемой (неканонической) страницы с соответствующими значениями целевой (канонической) страницей. Склейку можно осуществить следующими способами:

  1. С помощью редиректа с откликом 301 Moved Permanently
  2. С помощью директивы Clean-param в файле robots.txt (только для специальных случаев URL с динамическими параметрами)
  3. С помощью атрибута rel=”canonical” тега <link>

301-й редирект применим в тех случаях, когда содержимое неканонической страницы полностью идентично содержимому канонической, поэтому в этом случае пользователя можно просто перенаправить с одного URL на другой. В этом случае при обращении к неканоническому URL не происходит расхода краулингового бюджета, так как он имеет отклик, отличный от 200. Следует иметь ввиду, что в случае использования редиректа с откликом 302, склейки не произойдет.

Этот способ целесообразно применять, к примеру, при смене структуры URL сайта или для склейки дублей URL со слэшом на конце и без него. Если же по неканоническому URL необходимо отдавать пользователю содержимое, то есть он должен иметь отклик 200, то в этом случае необходимо использовать два других способа склейки.

Использование директивы Clean-param в файле robots.txt ограничивается только страницами, имеющими в URL динамические параметры. Это могут быть как параметры, не влияющие на содержимое (например, идентификаторы сессий или рефереры), так и влияющие (например, режимы сортировки). Неканонический URL подклеивается к каноническому, который образован путем удаления указанных в директиве параметров. Естественно, что такой канонический URL должен иметь отклик 200, иначе никакой склейки не произойдет.

Данный способ также не приводит к расходу краулингового бюджета, т.к. в этом случае поисковый робот просто не будет скачивать неканонический URL. Однако, надо иметь в виду, что по этой же причине поисковику будут неизвестны ссылки, находящиеся на неканоническом URL. Поэтому целесообразно применять этот способ в случаях, когда «обрезаемые» параметры не влияют на содержимое страницы либо значений этих параметров может быть достаточно много, чтоб оказать заметное влияние на расход краулингового бюджета (например, результаты поиска по сайту).

И наконец, третий вариант, который мне представляется во многих случаях наиболее предпочтительным - это использование атрибута canonical тега <link>. К плюсам этого метода относится то, что, как и при любой склейке, происходит суммирование нетекстовых факторов неканонической и канонической страниц (что, кстати, непосредственно подтверждено сотрудником Яндекса Александром Смирновым на Шестой Вебмастерской) плюс происходит учет ссылок, находящихся на неканонической странице (что также было непосредственно подтверждено в блоге собирательного образа службы поддержки Яндекса Платона Щукина).

Единственный минус этого метода - это то, что неканонические страницы в силу того, что они имеют отклик 200, так же, как и в случае с noindex в мета-теге robots, будут выбирать краулинговый бюджет. И так же неканоническая страница может довольно продолжительное время находится в индексе до того момента, как будет склеена с канонической.

Тем не менее данный способ отлично подходит, например, для склейки страниц пагинации, различных вариантов сортировки, результатов применения фильтров к спискам и т.п., а также «обрезания» динамических параметров URL. Кстати, что касается пагинации, то сотрудники Google рекомендуют использовать атрибуты rel="next" и rel="prev" тега <link>. Однако Яндекс не поддерживает эти директивы. Поэтому я все-таки рекомендую использовать rel=”canonical” для обоих поисковиков, тем более, что практика показывает, что эта директива прекрасно работает и в Google. Есть различие между Яндексом и Google и непосредственно в обработке директивы rel=”canonical” - Яндекс, в отличие от Google, не поддерживает кросс-доменность этой директивы, то есть нельзя склеить страницы, находящиеся на различных поддоменах.

И в заключение хотелось бы отметить, что следует избегать многократного последовательного применения директив склейки. Например, цепочек редиректов или указания в качестве канонической страницы, которая сама содержит директиву rel=”canonical” на с указанием третью страницу. Равно как и последовательно комбинировать различные методы склейки. Например, когда URL, получающийся в результате «обрезания» параметров с помощью директивы Clean-param, в свою очередь является неканоническим. В подобных случаях поисковик может просто проигнорировать директивы.

preview 16 частых ошибок в on-page SEO и как их избежать

16 частых ошибок в on-page SEO и как их избежать

В статье подробно описаны самые распространённые ошибки, допускаемые оптимизаторами при on-page оптимизации сайта
preview Невероятная история происхождения Google Analytics

Невероятная история происхождения Google Analytics

Urchin Software Corporation была компанией, занимающейся веб-аналитикой, расположенной в Сан-Диего (штат Калифорния...
preview 8 полезных хаков для локального SEO

8 полезных хаков для локального SEO

Хотите, чтобы ваша компания показывалась в блоке локальной выдачи Google, так называемом 3-pack
preview Выполнение задачи пользователя – новый фактор ранжирования Google?

Выполнение задачи пользователя – новый фактор ранжирования Google?

В очередном выпуске Whiteboard Friday Рэнд Фишкин рассказал, почему выполнение задачи пользователя важно для Google, и как оптимизировать сайты под этот фактор
preview Как правильно искать и удалять дубли страниц на сайте

Как правильно искать и удалять дубли страниц на сайте

Александр Смирнов показывает, как работать со «Статистикой обхода» и архивами загруженных страниц, которые помогают находить дубли и служебные страницы...
preview Лучшие SEO-практики по каноникализации URL

Лучшие SEO-практики по каноникализации URL

В одном из последних выпусков Whiteboard Friday основатель Moz Рэнд Фишкин рассказал, какой цели служит атрибут rel=canonical, и когда его рекомендуется использовать, а когда –...