Автор: Ларри Ким (Larry Kim) — основатель и технический директор компании WordStream.

Когда дело доходит до составления прогнозов, большинство экспертов не хотят рисковать и придерживаются безопасного пути. Они озвучивают те тренды, которые лежат на поверхности и очевидны для большинства. К примеру, все знают, что важность мобильного SEO растёт.

Многим из нас уже надоело слышать одно и то же. Судя по всему, ничего революционного отрасль не ждёт. Mobile будет расти? UX будет иметь важное значение? Неужели?!

Нам кажется, пришло время для более смелых предположений. Возможно, наши предсказания покажутся вам несколько сумасшедшими. Но не вините нас, если они сбудутся. При составлении прогнозов мы исходили из текущего состояния SEO и тех направлений, в которых развивается Google.

Что ждёт SEO в текущем году

1. В ранжировании Google произойдёт самый крупный сдвиг за всё время существования поисковой системы

Машинное обучение и искусственный интеллект были неоспоримой силой в 2016 году. В 2017 году мы ожидаем, что доля сигналов машинного обучения будет становиться всё больше.

Система искусственного интеллекта RankBrain помогает Google отбирать и распределять по приоритетности сигналы, которые поисковик использует в ранжировании. Вовлечённость – один из самых важных сигналов для Google.

Согласно нашей теории, RankBrain (и/или другие элементы машинного обучения в составе основного алгоритма Google) всё больше поощряют страницы с высокими показателями вовлечённости. Другими словами, Google создал систему, которая обеспечивает попадание таких страниц на более высокие позиции в поисковой выдаче.

2. … Но никто ничего не заметит!

Вы помните, что за несколько месяцев до того, как Google представил RankBrain, все оптимизаторы знали о скором запуске крупного обновления алгоритма? Помните все те обсуждения в Twitter, Facebook и на профильных площадках? Нет? Неудивительно, так как ничего этого не было. Никто об этом не знал.

Поэтому мы предполагаем, что хотя в работе Google произойдут крупные изменения, никто ничего не заметит.

RankBrain работает более тонко, чем периодические обновления алгоритма, при которых  вы можете потерять до 90% своего трафика за ночь. Отслеживать эти апдейты несложно. Изучив статистику по ресурсу можно установить точную дату их выпуска.

Но при участии RankBrain изменения в ранжировании происходят ежедневно, а не одномоментно, как во время крупного обновления. Google перенаправляет трафик от «ослов» (страниц с низкой или средней вовлечённостью) к «единорогам» (страницам с показателями вовлечённости, которые в 5-10 раз превышают средние).

Инструменты для мониторинга изменений в SERP не могут отследить эти постепенные и небольшие изменения. Они теряются в общем «шуме».

3. Google объединит готовые ответы и органические результаты поиска

Почему часто блоки с ответами отличаются от органических результатов поиска, расположенных в ТОПе? Google как бы говорит пользователям: «Первый результат в выдаче на самом деле не является правильным ответом, поэтому используйте вместо него наш вариант».

Почему бы Google не поместить на первую позицию в выдаче готовый ответ?

Вот наша теория: блоки с ответами был лишь «песочницей»/ тестовой средой, в которой Google мог протестировать сигналы вовлечённости пользователей в поиске. В других ситуациях Google их не использовал. Теперь же он сможет объединить эти две концепции.

4. Google «убьёт» органические позиции 6-10

В результате использования сигналов вовлечённости в ранжировании всё меньше и меньше людей будут кликать по результатам на более низких позициях в выдаче. При этом результаты в топе SERP будут получать ещё больше кликов.

Посмотрите на кривую кликов, которую мы получили на основании данных из Google Search Console за три отдельных 30-дневных периода:

Эта диаграмма демонстрирует идею небольших изменений, которая мы обсуждали во втором пункте нашего списка.

Что всё это значит? В 2017 году Google уберёт нижнюю половину результатов поиска.

Мы полагаем, что в результате использования машинного обучения Google придёт к решению, что больше нет необходимости показывать органические результаты поиска на позициях 6-10. Вместо них будет отображаться реклама (которая будет получать больше кликов, чем органика).

Думаете, это невозможно? Позвольте нам напомнить вам начало 2016 года, когда Google убрал рекламу справа от результатов выдачи на десктопах. Если посмотреть на статистику по этим объявлениям, становится понятно, что этот шаг был оправдан: они получали лишь 14,6% кликов.

Что произошло после того, как Google убрал правосторонние объявления? Показатели кликабельности рекламы выросли, а трафик остался стабильным.

Мы считаем, что то же самое произойдёт, когда Google уберёт 6-10 позиции органической поисковой выдачи. Последствия для большинства сайтов будут минимальными, поскольку многие пользователи и так не переходят по этим ссылкам.

5. Мы попрощаемся с локальным SEO (тем, которое мы знаем)

Google Shopping (он же товарный поиск) был отличным инструментом. Затем Google поменял правила игры, и Google Shopping целиком превратился в систему: «кто платит, тот и играет».

Локальное SEO представляет собой 100% коммерческих запросов и это следующая область, которую хочет захватить Google.

К 2020 году компания планирует заработать на локальном поиске $5 млрд. Это означает лишь одно: прощай блок локальной выдачи.

6. Революция в области «чёрного SEO»

У Google уже имеется довольно длинный список тактик, использование которых считается нарушением правил для вебмастеров. В 2017 году этот перечень будет расширен.

Выше мы уже говорили о важности показателей вовлечённости для SEO. Они включают такие метрики, как CTR, время контакта с сайтом (dwell time), а также коэффициент конверсии.

Вы уже знаете, как это обычно происходит. Как только люди замечают эффективность какой-либо SEO-тактики, её начинают использовать все. Те, кто не может получить нужные показатели естественным путём, ищут способы их накрутки.

Эта схема в полной мере проявилась в отношении ссылок. Вебмастера узнали, что они повышают позиции, и начали массово их закупать, обращая внимание лишь на количество и игнорируя качество. Поисковики начали бороться с манипуляциями при помощи санкций.

Это приводит нас к SEO-прогнозу №6: в 2017 году «чёрное SEO» будет заключаться в накрутке показателей вовлечённости.

Революция в области «чёрного SEO» не будет массово обсуждаться. Но те, кто используют такие приёмы, будут знать об этих изменениях всё.

7. Google объявит войну провайдерам SEO-инструментов

Google ведёт противоречивую политику в отношении сервисов, отслеживающих изменения в SERP. В частности, от Raven Tools компания потребовала убрать эту функциональность. Тогда как к другим провайдерам у неё претензий нет.

Мы предполагаем, что в 2017 году Google объявит войну тем инструментам, которые нарушают правила использования поисковой системы. Возможная причина: сервисы, проверяющие позиции в ранжировании, взвинчивают CTR и занижают показатель отказов.

Некоторые сотрудники Google уже писали об этом в Twitter.

8. Один из ведущих SEO-сервисов прекратит своё существование

Этот прогноз следует из предыдущего, а также других факторов. В 2017 году один или несколько ведущих SEO-сервисов будут проданы.

9. SEO не умрёт

Хотя большая часть наших прогнозов выглядит пессимистично, в одном мы уверены на 100%: SEO не умрёт. Несмотря на все трудности, поисковая оптимизация станет ещё более ценным маркетинговым каналом в 2017 году.

И в завершение наш последний прогноз: победителей станет меньше, но они будут получать более крупные SEO-джекпоты.

ИСТОЧНИКSearch Engine Watch
Редактор-переводчик. Специализируется на западном интернет-маркетинге и SEO. Освещает события в этой области с 2014 года.