CyberMarketing-2014: Сайтам, неадаптированным под мобильный веб, высоких позиций не видать!

16 октября 2014 года, в московском event-холле «Инфопространство», прошла ежегодная конференция CyberMarketing-2014 – крупнейшее отраслевое мероприятие в России, сосредоточенное исключительно на вопросах SEO.

Программа конференции ориентирована на специалистов в области поисковой оптимизации, маркетологов, руководителей компаний, владельцев бизнеса и включает в себя доклады признанных экспертов отрасли, круглый стол и профильную выставку. Специалисты ведущих SEO-компаний и поисковых систем рунета представили актуальную информацию по вопросам поискового продвижения, имеющую практическую значимость для всех групп участников мероприятия.

Значимым для конференции стало выступление Андрея Липатцева, специалиста по качеству поиска Google.

Выступая по конференц-связи из Дублина, Андрей Липатцев затронул тему разработки мобильных версий сайтов для пользователей смартфонов, поговорил о современных технологиях создания мобильных ресурсов.

Докладчик начал с напоминания о том, что в этом году количество запросов к Google с мобильных устройств, наконец-то превзошло число поисковых запросов с десктоп-устройств. «Когда мы говорим о смартфонах, то имеем в виду строго конкретный тип девайсов. Важно понимать, что сейчас мы не говорим о планшетах и, так называемых, feature phones – классе мобильных устройств, имеющих лишь ограниченный доступ к интернету».

Google периодически публикует результаты исследований, составленных в сотрудничестве с крупнейшими агентствами аналитики и призванных изучить путь пользователя на мобильном устройстве к покупке.  Основная цель — выяснить, как пользователи взаимодействуют с мобильным поиском, прежде чем принять решение о приобретении товара или услуги. Недавние исследования показали, что пользователи посещают сайт магазина до 6 раз, прежде чем совершить покупку. Это означает лишь одно: пользователи не принимают решение мгновенно, и владельцу сайта важно постоянно думать об этом, планируя их путь.

Важно понимать, что на первичном этапе пользователи не привязаны к конкретному месту и компании и ищут общую информацию о товаре или услуге. Однако на всех последующих стадиях удаленность магазина от точки пребывания человека приобретает все более важное значение для пользователей. Так, 60%пользователей признались, что совершали покупки в магазинах, расположенных не далее 6-7 километров от их местонахождения.

Время, затрачиваемое на осуществления покупки, влияет на характер взаимодействия пользователя с сайтом. Возможность быстро без задержек и лишних трудностей осуществить транзакцию с мобильного существенно облегчает процесс совершения покупки. 93% пользователей, заявивших о готовности совершить покупку, эту покупку действительно сделали. Вывод: пользователи мобильных устройств, ищущие информацию о товаре, услуге или ритейлере, как правило, активно нацелены на покупку.

Сегодня представители всех поисковых систем отлично понимают, что пользователи часто приходят в поиск с мобильных устройств, и соответствующим образом перестраивают свою выдачу. В свою очередь, сайты должны адаптироваться к этому. Сейчас Google проводит ряд экспериментов над интерфейсом выдачи: помечает сайты, адаптированные под мобильные устройства; уведомляет пользователя о сайте, не адаптированном под них и т.д. Все это делается для того, чтобы обеспечить пользователю максимальное удобство при взаимодействии с мобильной выдачей.

Google по определению будет считать сайты, адаптированные под мобильные устройства, более успешно удовлетворяющими требованиям пользователей. Соответственно, и ранжироваться в мобильной выдаче такие сайты будут выше.

Далее Андрей Липатцев рассказал слушателям, чему конкретно следует уделять внимание в ходе оптимизации сайта под мобильные устройства. Прежде всего, важно обратить внимание на следующие аспекты:

  1. Можно ли читать текст, не увеличивая? Зачастую СМИ пытаются на первой странице мобильной версии сайта предложить читателю информацию буквально из всех разделов ресурса.

    Это имело смысл делать в печатных изданиях в 30-е годы XX века, чтобы человек купил «толстую газету» с большим количеством полезной информации. Сегодня сайтам нет смысла преподносить контент устарелым способом. Очевидно, что редактор новостного интернет-издания не задумывается о том, как контент отображается на мобильных устройствах. Главный редактор по нескольку раз в сутки должен выбрать только одну статью, которую он будет транслировать на главной странице мобильной версии сайта.

  2. Видны ли картинки и содержание? Так, TED – показывает лучшие видео на главной странице своего ресурса, посвященного серии конференций. Такой контент на первой странице способен заинтересовать пользователя, заставить его кликнуть по превью и начать активное взаимодействие с мобильным ресурсом:

  3. Можно ли нажимать на ссылки пальцами? Многочисленные исследования показали, что женщины чаще, чем мужчины делают онлайн-покупки и проводят транзакции с мобильных устройств. Это обусловлено чисто физиологическими параметрами: у женщины тоньше пальцы – ей легче нажимать на микроскопические ссылки в мобильной версии сайта. Важно сделать удобное выпадающее меню – там объекты будут более крупными, чем при размещении на странице.
  4. Видны ли изменения поисковику? В Google WMT есть возможность протестировать, как поисковый робот видит сайт. Важно не забывать использовать функцию Просмотреть как Googlebot. Данный инструмент моделирует процесс сканирования и отображения веб-страниц.

Создать версию ресурса, адаптированную под мобильные устройства, можно несколькими способами:

  • Создать отдельный мобильный сайт. Минус такого подхода заключается в том, что впоследствии вебмастеру придется нужно параллельно поддерживать 2 сайта (веб- и мобильную версию).
  • Использовать заголовок Vary.
  • Применить адаптивный дизайн. Представители Google рекомендуют делать именно это. Адаптивный дизайн позволяет использовать один и тот же веб-сайт для различных устройств.

В ближайшие месяцы и годы количество мобильных устройств будет только расти: скоро в повседневное использование войдут принципиально новые девайсы – «умные» очки, часы и т.д. Владельцы сайтов будут вынуждены транслировать пользователям различный мобильный контент и адаптировать свои ресурсы под такие гаджеты.

Не меньшее значение имеет и скорость загрузки мобильной версии сайта. Данный фактор важен для успешного ранжирования в поисковой выдаче. PageSpeed Insights – инструмент от Google, оценивающий удобство пользования сайтом на мобильном устройстве. PageSpeed Insights измеряет скорость загрузки веб-страниц. URL проверяется дважды – с помощью обычного и мобильного агента пользователя. Оценка PageSpeed может составлять от 0 до 100 баллов. Чем больше оценка – тем лучше. Если страница набрала более 85 баллов, значит она загружается быстро.

Не менее важно грамотно настраивать постраничное перенаправление. Если пользователь искал конкретный контент, а потом попадает просто на главную страницу мобильной версии сайта – то он в дальнейшем не сможет найти это содержимое. Google расценивает это как негативный опыт и, скорее всего, не покажет такую страницу в поисковой выдаче.

Подводя итоги, представитель поиска напомнил:

  1. Учитывайте интересы пользователей.
  2. Откройте поисковым роботам доступ к ресурсам. Позвольте им понять, что происходит на сайте. На этой стадии важно проверить, не закрыт ли доступ к сайту роботу Googlebot. Закрывая доступ специально – вебмастера наказывают сами себя:

  3. Используйте адаптивный дизайн. Web Starter Kit – инструмент от Google, предлагающий конструктор и шаблоны для быстрой разработки мобильных сайтов с адаптивным дизайном.

Вопрос: В настоящее время у нашей компании веб- и мобильная версии дизайна, со временем перейдем на адаптивный дизайн. Что сделать с мобильной версией, закрыть?

Андрей Липатцев: Можно просто закрыть его, но надо смотреть по целесообразности. Если сайт дает вам хорошую конверсию, то резко избавляться от него нет смысла.

Вопрос: Не возникнет ли дублирования контента при использовании веб- и мобильной версий сайта?

Андрей Липатцев: Не возникнет, Google не воспринимает такой контент как дубли.

Вопрос: Google перестал отображать указание автора. Поисковик полностью отказался от инициативы Author Rank? Надо ли продолжать ставить тег rel="author" для указания авторства контента?

Андрей Липатцев: Любого рода разметку лучше ставить – это позволит поисковым системам лучше определять содержимое страницы и уж точно не повредит вашему сайту.

Вопрос: Одно из требований Google c точки зрения поышения скорости загрузки страниц сайта — это оптимизация изображений. Не повлияет ли вырезание EXIF на показ в поиске Google по картинкам?

Андрей Липатцев: Я бы провел эксперимент. Если у вас из поиска по картинкам хороший трафик – то не надо бросаться вносить изменения. Заботьтесь о том, чтобы робот мог связать превью с основной картинкой.

Вопрос: Есть ли в Google какое-то ранжирование по коммерческим и некоммерческим запросам?

Андрей Липатцев: Как такового отдельного ранжирования нет. Хотя, внутри мы, конечно, различаем коммерческие и некоммерческие запросы. Мы стараемся следить за сигналами, и если какие-то сигналы уже не работают, то мы уже не учитываем эти факторыв качестве признака «коммерческости» запроса.

Вопрос: В мобильной версии мы скрываем отдельный блок сайта – не расценит ли Google это как клоакинг?

Андрей Липатцев: Если вы меняете местоположение блока контента, и эта информация доступна пользователю и поисковому роботу – это не является клоакингом. Цель клоакинга – скрыть какой-то текст со страницы от поискового робота. Сделайте так, чтобы Googlebot для смартфонов видел то же самое, что и пользователь.

Вопрос: Учитываете ли вы поведенческие факторы и социальные сигналы при ранжировании?

Андрей Липатцев: Мы решили вместо этого учитывать рост и вес вебмастера. А если серьёзно, то поведенческие и социальные сигналы – слишком шумные факторы, чтобы использовать их при ранжировании. Но это не значит, что о них не надо задумываться – это важные вещи для вашего бизнеса, но для поискового ранжирования мы это не используем.

Редактор-переводчик портала Searchengines.ru, работает на сайте с 2010 года. Специализируется на западном интернет-маркетинге, новостях социальных сетей и поисковых систем. Постоянно принимает участие в профильных семинарах и конференциях в качестве журналиста-обозревателя. Языки: английский, французский.