Декабрь 2012: возможности или свобода выбора?

5

Уже раздается звон бокалов с шампанским, слышен запах мандаринов и теплого кофе с корицей, улицы покрылись пушистым предновогодним снегом и в душе совершенно праздничное настроение. Весь месяц ведущие представители отечественной и зарубежной интернет-индустрии подводили итоги 2012 года и готовились к самому волшебному празднику — Новому году.

С одной стороны, пользователи в декабре получили больше возможностей для общения — бесплатные звонки от Mail.ru, приложение исчезающих сообщений Poke от Facebook, фотофильтры от ВКонтакте, новую версию электронной почты от Yahoo! С другой — они стали больше ограничены в своем выборе: Яндекс запустил Калининград с персональной выдачей, показываемой каждому пользователю, Facebook и Instagram изменили политики конфиденциальности, судебные приставы разработали приложение, информирующее пользователя о его долгах перед государством, и, главное, состоялась продажа одного из самых крупных сервисов электронных денег в России, что, вероятно, обернется новой политикой контроля движения финансовых средств пользователей. Итак:

ЯНДЕКС

Пожалуй, самым нашумевшим событием месяца стала покупка Сбербанком контрольного пакета акций (75% минус один рубль) сервиса Яндекс.Деньги. Впрочем, для оптимизаторов важнее был выпуск Яндексом новой поисковой платформы Калининград, который вызвал бурю обсуждений, но, по сути, не очень сильно сказался на продвижении. Калининград представляет собой новое измерение релевантности, в рамках которого для каждого пользователя будет своя формула, своя выдача.

К Новому году Яндекс подготовил целый ворох подарков для пользователей, например услугу "переезд" для тех, кто хочет поменять смартфон и перенести данные с одного гаджета на другой быстро и просто при помощи Яндекс.Диска. 20 декабря Яндекс добавил переводчик прямо в результаты поиска  и выпустил мобильный переводчик для iPhone. А еще в декабре офис компании посетил премьер-министр страны Дмитрий Медведев.

Яндекс.Браузер научился подсказывать самые нужные пользователю страницы сайта  и запустил рекламную кампанию на телеэкранах Турции. Яндекс.Навигатор предоставил пользователям возможность сохранить карту в смартфоне, а Яндекс.Карты нарисовал новые карты Москвы и Московской области.


GOOGLE

Google показал в результатах поиска не только внешний вид, но и поэтажные планы зданий и еще больше интегрировал поиск с Gmail, подмешав в выдачу подходящие под запрос письма из электронной почты и усовершенствовав поиск по Местам, а также начал тестирование быстрого просмотра страниц в результатах мобильного поиска. Картографический сервис Google снова запущен на платформе iOS. Теперь можно воспользоваться навигатором с голосовыми подсказками, прокладывать маршруты общественным транспортом, пешком или на машине. Google Maps для iOS побили рекорды по числу загрузок. Google.Карты добавили информацию о пробках еще в 9 городах России, а также начали показывать пробки в Казахстане и ОАЭ. В Google+ появились сообщества.

Google AdSense изменил внешний вид текстовых объявлений, дополнив их новым интерактивным значком со стрелкой и оставил на страницах сайта только одно объявление 300х600, обвинив этот тип объявлений в канибализме контента. Еще в декабре Google окончательно отказался от проекта Google TV Ads.

Поисковый гигант продал подразделение Motorola, производившее телевизионные приставки, запустил YouTube в Украине  и обещал поддерживать российских создателей контента видеохостинга, а пока просто посчитал, что же смотрели россияне в уходящем 2012 году. А еще в декабре был выпущен YouTube Android Player API и начались продажи цифрового контента в Google Play для российских пользователей вслед за iTunes Store, который также в декабре стал продавать контент в России. В этом месяце Граф Знаний начал работать и в России, к нему чуть ранее была добавлена информация о лекарствах.


MAIL.RU

В результатах поиска Mail.ru появился новый блок, разработанный совместно с Авто.Mail.ru, а также добавилось расписание киносеансов в ответ на запросы, содержащие названия кинотеатров и фильмов. Но российскому ИТ-гиганту пришлось столкнуться и со сложностями и закрыть сервис микроблогов Futubra, запущенный меньше года назад, а потом изменить условия агентского вознаграждения рекламной сети [email protected]. Рейтинг Mail.ru обзавелся функцией отслеживания достижения цели. [email protected]u вышла в мобильной версии с функцией геопозиционирования. Mail.ru Group представила обновление для Агента Mail.ru на платформе J2ME. Теперь пользователи Агента могут пересылать фотографии причем не только пользователям, у которых установлен Агент, но и подключенным контактам Facebook, GoogleTalk, studiVZ и AIM, а также выпустила обновленные диалоги в Моем Мире.

Одноклассники поделились результатами исследования о том, сколько зарабатывают разработчики приложений для социальной сети. Социальная сеть ВКонтакте представила в декабре пользователям собственные фотофильтры для iPhone и наконец-то сделала отдельную кнопку "Поделиться". Теперь пользователи, желающие рассказать друзьям о чем-то, могут не нажимать "Мне нравится" под теми сообщениями, возможно печальными, которыми нужно поделиться, но которые совершенно не нравятся читателям. В декабре стало известно, что в ближайшем будущем может выйти в свет фильм про Павла Дурова, создателя социальной сети ВКонтакте.

Yahoo! запустил новую версию электронной почты  и купил видеочат OnTheAir. Bing переименовал Bing Linked Pages, страницы, где пользователь мог привязывать те или иные сайты в результатах выдачи к своему профилю в социальных сетях, в Bing Tags. А Yahoo! удивил всех, обновив Flickr под iOS, дополнив его новыми фотофильтрами и рядом функций, в том числе, возможность обмениваться фотографиями, загруженными с телефона, в социальных сетях. Все усилия Yahoo! и Bing принесли свои плоды в форме трети американцев, каждый день пользующихся сетью Yahoo! Bing.


FACEBOOK

В качестве новогоднего подарка социальная сеть выпустила приложение Poke, отправляющее пользователям исчезающие сообщения, к которому приложил собственную руку и голос Марк Цукерберг, приложение говорит голосом создателя социальной сети. Почти в самом начале месяца на Facebook вступила в силу новая политика использования данных и, вероятно, чтобы отвлечь пользователей от мыслей от интеллектуальной собственности, Facebook запустил персонализированный подход к пользователям и теперь обращается к ним по имени. А еще в Facebook теперь можно перетаскивать фото с рабочего стола, к тому же в декабре самая популярная в мире социальная сеть официально анонсировала синхронизацию фото с iOS и Android.

Facebook позаботился и о разработчиках приложений, сначала добавив приложения к результатам поиска, а после представив новую процедуру установки приложений прямо из ленты новостей без перехода на сторонние сайты и выпустив новую аналитику загрузки приложений для разработчиков, разбив аудиторию по полу, возрасту и региону нахождения.

Принадлежащий социальному гиганту фотосервис Instagram, вслед за владельцем, после внесения изменений в политику конфиденциальности  перешел в активное наступление и выпустил 25 языковых версий ресурса, в том числе — русскую версию, возможно, ожидая судебных исков от англоязычных пользователей. И первый иск уже был подан. Геолокационный сервис Foursquare стал еще более персонализированным благодаря возможности получать рекомендации от друзей на Facebook.

Twitter, как и обещал уже несколько раз, дал возможность пользователям сохранять историю твитов в виде архива, запустил свой собственный фоторедактор и выразил неподдельную радость, так как в декабре свой собственный твиттер начал вести Папа Римский Бенедикт XVI.

Органы государственной власти активно взялись за социальные сети. Федеральная служба судебных приставов запустила приложение ВКонтакте "Банк данных исполнительных производств", благодаря которому пользователи могут узнать, не состоят ли они на соответствующем учете. А Министерство внутренних дел выпустило онлайн-игру для ВКонтакте, позволяющую почувствовать себя следователем "Особо важное дело". Но все это сущие мелочи на фоне законодательных инициатив в Китае, где хотят пересчитать и учесть всех пользователей, привязав все аккаунты с реальным именам граждан. Впрочем, инициативу службы приставов некоторые пользователи тоже связывают именно с желанием идентифицировать аккаунты в самых популярных социальных сетях. Сервис Analyzethis.ru запустил новый дизайн.

В декабре всех удивил Rambler, который представил широкой аудитории совершенно новый дизайн.


СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ ВЕБМАСТЕРОВ И РЕКЛАМИСТОВ

Команда Поиска Яндекса сообщила  о пополнении списка поддерживаемых Яндексом типов данных микроразметки стандартом Schema.org/Movie. Это значит, у владельцев сайтов о фильмах появилась возможность сделать сниппеты страниц информативными и привлекательными, в Яндекс.Метрике появилась возможность настроить время визита, а Платон Щукин представил требования к главной странице коммерческого сайта.

В Яндекс.Директе, в соответствии с действующим законом "О рекламе" появились маркеры возрастных ограничений. В декабре Яндекс.Директ представил мобильный Директ для iPhone, а также дополнительные требования к баннерной рекламе на Яндекс, ограничив возможность установки внешних счетчиков лишь UTM-метками или кодом счетчика TNS.

Заботясь о вебмастерах в преддверии католического рождества Google выкатил очередное 23 обновление алгоритма Panda. Компания Google в своем блоге сообщила о появлении нового инструмента для вебмастеров Data Highlighter. Он позволяет упростить добавление данных о датах мероприятий, которые анонсируются на сайте, и отображаются в результатах выдачи Google.

В Sape.ru появилась новая кнопка "Рядом с топ10". Wizard.Sape представил функцию подбора запросов с сайтов конкурентов. В WebEffector изменился алгоритм определения рекомендуемого ссылочного бюджета. Команда BotScanner Group представила  вниманию общественности новый сервис Bot Scanner, который собирает и автоматически анализирует данные о посетителях сайта, делая выводы об их качестве. Компания Between Digital объявила о запуске первой в России интегрированной RTB-платформы BETWEEN с открытой регистрацией для всех интернет-площадок. Один из ведущих сервисов по анализу ссылок и ключевых слов перевел свой интерфейс на русский язык — ru.ahrefs.com, а сервис BotScanner, не успев начать работу, счел некачественным более трети трафика Рунета. С 15 декабря 2012 года Томита-парсер, инструмент для извлечения структурированных данных (фактов) из текста на естественном языке, стал доступен вне Яндекса для всех желающих. Теперь его можно скачать, написать свои грамматики и запускать в своих проектах.

ВКонтакте объявил о запуске централизованной продажи рекламных интеграций в приложениях. Об этом сообщается на сайте социальной сети. Интеграции, как объясняют в компании, это временное брендирование элементов приложения или изменение игровой механики и дизайна игры по заказу рекламодателя, своеобразный продакт плейсмент в приложении.



НОВЫЙ ГОД! НОВЫЙ ГОД! НОВЫЙ ГОД!

Интернет-компании подвели итоги года: тренды 2012 по версии Яндекса, Google, Yahoo!, Twitter. Facebook представил самые популярные игры 2012 года.

Ну и, конечно же, все представители интернет-сообщества активно готовились к самому главному и любимому празднику. На Яндекс.Почте пользователи смогли не только увидеть, но и услышать Новый год, а Яндекс.Карты подарили пользователям новые панорамы Великого Устюга, родины Деда Мороза, а аналитическое подразделение компании выяснило, где же будут встречать Новый год москвичи, петербуржцы и украинцы. Google отметил Католическое Рождество сразу двумя праздничными дудлами. Mail.ru рассказал о том, чем интересуются пользователи поиска в новогоднюю ночь и предложил отправить письмо с пожеланием Деду Морозу, пообещав, что самые лучшие желания обязательно сбудутся.

Итак, декабрь 2012 года был наполнен событиями не меньше, чем любой другой месяц уходящего года. Впереди много планов и свершений. Интернет не стоит на месте и меняется каждый день, а вместе с ним меняются пользователи, их желания и стремления. Вместе с пользователями меняются те, кто для них делает сервисы — социальные сети, поисковые системы, навигационные и почтовые сервисы. Сейчас уже окончательно понятно, удержится только тот, кто знает, что нужно пользователю лучше, чем сам пользователь.

Любопытно, что же придумают для нас в будущем году — государство, Cбербанк, поисковые системы, инструменты для продвижения. Тенденции обозначены, а что получится из этого всего — посмотрим в следующем году.



Обзор подготовила Екатерина Лосевская