Длинный хвост. Эффективная модель бизнеса в Интернете

    Экономика блокбастеров морально устарела и теряет эффективность. «Закон жизнеспособного меньшинства» Парето (согласно которому 20% усилий даёт 80% результата) опровергнут. Это утверждает Крис Андерсон – автор исследования «Длинный хвост. Эффективная модель бизнеса в Интернете». Он анализирует диаграмму спроса, на вершине которой находятся товары и услуги массового потребления (хиты). Затем кривая резко падает, растягиваясь в длинный хвост, который – что важно – никогда не опускается до нуля. А это значит, что продукты, выведенные дистрибуторами за рамки массовости, всё равно кому-нибудь да нужны, и их реализация может принести прибыли, превышающие продажи хитов. Необходимо лишь предоставить потребителям неограниченный выбор и возможность приобрести желаемое. Инструментом, который позволяет это сделать, является Интернет.

    На примере компаний Amazon, Rhapsody, Netflix и eBay Крис Андерсон подтверждает высказывание венчурного капиталиста Кевина Лоуза о том, что самые большие деньги — в наименьших продажах: «Очень, очень большое число (продукты в «хвосте»), умноженное на относительно небольшое число (продажи), все равно эквивалентно очень, очень большому числу, которое продолжает расти».

    Исследование строится на данных медиа-индустрии, которая наиболее полно приспособилась к новой экономической модели на момент выхода книги в 2006-м. Тремя аспектами, которые повлияли на изменение экономической ситуации, Андерсон называет удешевление и доступность средств производства (цифровых видеокамер, программного обеспечения для создания музыки и видео, инструментов для ведения блогов), снижение затрат на дистрибуцию в Интернете и облегчение поиска товаров за счёт групп пользователей, которые делятся отзывами и рекомендациями.

    Андерсон подробно анализирует эти аспекты, обильно иллюстрируя их современными примерами (так, одна из глав посвящена преимуществам «Википедии») и историческими фактами. Такой подход делает книгу «Длинный хвост. Эффективная модель бизнеса в Интернете» не скучным экономическим анализом, а исследованием, интересным широкому кругу читателей.

    Второй плюс в пользу популярности книги – это язык, котором она написана. Будучи главным редактором журнала Wired, Крис Андерсон понимает, насколько важна живая манера изложения. Здесь стоит отметить и работу переводчика Игоря Аникеева, который сумел не только сохранить авторский стиль, но и найти в русском языке аналоги специфических выражений, употребляемых в современных американских субкультурах.

    «Теория «длинного хвоста» сводится к следующему. Наша культура и экономика все сильнее движутся от концентрации на сравнительно небольшом количестве хитов (массовых продуктов и рынков), расположенных в начале кривой спроса, к огромному количеству ниш, находящихся в «хвосте». В эпоху, не ограниченную физическими пределами торгового пространства и узких мест каналов распространения, товары и услуги, нацеленные на узкие аудитории, могут быть столь же экономически привлекательными, что и массовые продукты», — утверждает Крис Андерсон.

    Кому читать: продавцам и маркетологам, культурологам, начинающим музыкантам и фильммейкерам, издателям, программистам, журналистам, блоггерам, студентам и преподавателям экономических вузов, далее – всем.

    Кому не читать: людям, которые не знают, где включается компьютер.

    Журналист, новостной редактор, работает на сайте с 2009 года. Специализация: интернет-маркетинг, SEO, поисковые системы, обзоры профильных мероприятий, отраслевые новости рунета. Языки: румынский, испанский. Кредо: Арфы нет, возьмите бубен.