Дмитрий Гришин: «Мы будем продолжать конкурировать за российского пользователя с Google+ и Facebook»

5 декабря в Москве открылась вторая конференция TechCrunch Moscow. Организаторами мероприятия выступили центр Digital October и венчурный фонд Kite Ventures. В качестве одного из гостей конференции с публичным интервью выступил генеральный директор и сооснователь компании Mail.ru Дмитрий Гришин. Отвечая на вопросы Эндрю Кина (Andrew Keen), Дмитрий рассказал о результатах прошлогоднего IPO и о планах Mail.ru по развитию и внедрению на рынок нового коммуникационного продукта :

Эндрю Кин: — Вы вышли за рубеж для того, чтобы победить здесь? Вы провели IPO на лондонской бирже, для чего вы это сделали, что выиграли?

Дмитрий Гришин: — Мы провели IPO в ноябре 2010 года, таким образом, уже более года мы являемся публичной компанией. Могу сказать, что это было потрясающее для нас время, мы много чему научились. Мы узнали, что публичные рынки могут быть нелогичными. Может греки и сыграли свою роль в том количестве веселых и интересных вещей, которые мы пережили во время IPO.

Эндрю Кин: — Что вы имеете в виду? Веселых вещей с точки зрения посмеяться или таких веселых – что вы просто спать не могли?

Дмитрий Гришин: — Веселых потому, что мы очень много переживали, я просто стараюсь высказываться вежливо. Я не сказал бы, что у нас было много проблем, скорее нас поразило количество всех тех условий и процедур, которые мы должны были выполнять. Огромное количество презентаций, большое количество встреч, как личных, так и публичных… Естественно, это все нужно было оптимизировать с технологической точки зрения. Если появится компания, которая изобретет оптимизацию IPO-процессов, я думаю, эта компания очень много заработает. Это первое.

А второе – выход на IPO предоставил нам очень много возможностей, мы стали видимыми на глобальном уровне. Таким образом, для нас стало возможным заключение выгодных сделок, партнерских соглашений и новых связей. Многие люди во всем мире теперь знают о нас, те, которые раньше понятия не имели о том, что мы существуем. Выход на международный рынок привлекает очень много внимания.

Третье – это делает нас значительным лицом на локальном рынке. Это заставляет запускать большое количество исследований, делать себе имя среди исследовательских компаний и т.д. Это очень хорошо для нашего рынка, потому что для маленьких компаний или предпринимателей, которые хотят запускать бизнес, сейчас доступно большое количество данных, которые ранее были недоступны.

Эндрю Кин: — Дмитрий, мы говорили о том, что люди подобные вам, недостаточно известны в России. Почему так происходит, почему масс-медиа не зацепилось за историю Mail.ru и не сделало из вас русского Стива Джобса или Билла Гейтса?

Дмитрий Гришин: — Что касается масс-медиа, мне кажется, и я уверен, что так считает большинство предпринимателей, что все люди, которые становятся известными в США – сразу же, автоматически, становятся известными здесь. И если взять любую конкретную компанию, известную в Китае, Корее, Японии и еще на каком-нибудь локальном рынке, то это наверняка та компания, которая стала знаменитой в Америке.

Безусловно, есть какие-то интересные вещи, которые происходят за пределами США, но они неизвестны. Например, есть игровая компания Zinga, есть много подобных компаний в России и в Китае, которые занимаются таким же родом деятельности, но о них мало кто знает. Это проблема не только России или Китая, это проблема многих рынков – рынки должны быть более открытыми. Безусловно, выход на IPO очень помог нам в этом отношении.

Эндрю Кин: — Я недавно читал книгу о Стиве Джобсе, его жизнь очень интересна с той точки зрения, что он революционизировал идею бизнеса в Америке. Когда Джобс был молодым и формировался как личность, тогда бизнес был невыгоден. Молодые люди не шли в бизнес, они хотели создавать рок-группы, они хотели быть музыкантами или художниками. А сейчас самые умные дети в Америке хотят запускать стартапы. Предпринимательство – это то, что хотят делать самые амбициозные, самые успешные, самые умные тинейджеры. Что должно измениться в России для того, чтобы самые умные дети в школе хотели бы стать предпринимателями?

Дмитрий Гришин: — Вы абсолютно правы, у нас действительно очень серьезно стоит вопрос о связи между университетами и бизнесом. И это требует больших инициатив. Mail.ru делает очень много с точки зрения образовательных проектов. И это не только вопрос, касающийся стартапов, это также вопрос, касающийся IT и просто поиска работы. Потому что если вы посмотрите на Россию, то, с одной стороны, все нуждаются в хороших программерах, а с другой стороны – люди не могут найти работу.

Чтобы решить этот вопрос, мы устраиваем различные соревнования и конкурсы, например, недавно было большое событие — в Санкт-Петербурге прошел Полуфинал международной олимпиады по программированию – ACM Contest. Там самые лучшие программисты из России и ближнего зарубежья собрались и соревновались в эффективности. В следующем году будет финал. Естественно нужно больше таких мероприятий, и самая большая проблема – это взаимосвязь между образованием и бизнесом. Это то, чего нам на сегодняшний день особенно не хватает.

Эндрю Кин: — Дмитрий, расскажите, что за компания Mail.ru, какова ваша основная специализация?

Дмитрий Гришин: — Mail.ru состоит из двух больших частей. Одна из них содержит в себе все, что касается коммуникаций. Мы производим большое количество продуктов, которые позволяют людям коммуницировать друг с другом, делиться информацией, общаться. И мы продвигаем эти продукты на рынке – свою электронную почту, социальные сети и сервис мгновенных сообщений. Из этих трех компонентов и состоит наш большой коммуникационный продукт, они являются основными, базовыми. Мы сейчас осуществляем большую работу для того, чтобы их интегрировать.

Эндрю Кин: — Можно сказать, что это ваше электронное сердце? Почтовый сервис, потом социальная сеть, потом вы создали свой сервис мгновенных сообщений? Когда это произошло?

Дмитрий Гришин: — Это произошло примерно полтора года назад.

Эндрю Кин: — И это часть вашей большой стратегии по захвату мирового господства?

Дмитрий Гришин: — Да, это часть нашей большой стратегии по объединению коммуникационных продуктов. Много потрясающих вещей произошло с точки зрения социальных сетей. Мы очень довольны ростом аудитории наших социальных сетей, а главное тем, что составляем успешную конкуренцию Фейсбуку.

Эндрю Кин: — Вы конкурируете с Фейсбуком? Не слишком ли это амбициозное утверждение?

Дмитрий Гришин: — Нет, мы представляем крупнейшую локальную социальную сеть, нас это устраивает и мы хотим, чтобы это положение вещей сохранялось как можно дольше. Нам вовсе не нужно, чтобы какая-то посторонняя социальная сеть, типа Google+ или Фейсбук, завоевала локальный рынок. Я думаю, что мы будем продолжать конкурировать с ними за российского пользователя.

Google+ и Фейсбук – это такие глобальные компании, которые совсем не учитывают специфику российского интернет-пользователя, мы же, гораздо ближе и понятней пользователям рунета. Мы являемся очень сильным игроком локального рынка, и мы успешно конкурируем с этими социальными сетями, не смотря на то, что у нас они не запрещены, как например в Китае или Корее. Поэтому, как я уже сказал, наша конкуренция с Google+ и Фейсбуком только набирает обороты. А также мы уже смотрим, в какие страны можно расширить свою деятельность в будущем.

Эндрю Кин: — Расскажите нам об этой великой стратегии интеграции социальных сетей и ICQ, потому что это похоже на некую портальную стратегию, которая была популярна в конце 90-х годов.

Дмитрий Гришин: — Нет, здесь история немного другая. Если брать ICQ, то с одной стороны это было хорошее приобретение, но с другой стороны, все пошло не так гладко, как мы предполагали. Потому что мы купили эту компанию у AOL, и оказалось, что они не очень-то занимались качеством продукта. Там было очень много рекламы внутри клиента, у них не было мобильных версий и т.д. Мы сделали все, чтобы изменить это, мы уже запустили очень много новых функций, особенно в мобильной области. Буквально несколько дней назад в ICQ был запущен новый продукт, после чего был отмечен очень большой рост количества новых пользователей, например из Гонконга. Мы надеемся, что эта тенденция будет сохраняться. Потому что AOL очень агрессивно монетизировал ICQ, и мы до сих пор пытаемся это исправить.

Эндрю Кин: — Сколько вы заплатили за ICQ?

Дмитрий Гришин: — Примерно 200 млн. долларов.

Эндрю Кин: — А зачем вам AOL это продал?

Дмитрий Гришин: — Спросите у них. Я думаю, что они просто хотели сосредоточиться целиком на стратегии контента.

Эндрю Кин: — Возвращаясь к стратегии единого портала…

Дмитрий Гришин: — Я бы не называл это стратегией портала.

Эндрю Кин: — А как бы вы это назвали?

Дмитрий Гришин: — Коммуникационная стратегия.

Эндрю Кин: — В общем, я понял, что Mail.ru это компания, подобная Yahoo!, которая тоже некоторое время пыталась специализироваться на всем, только неудачно. Google – это компания, специализирующаяся на поиске, Фейсбук – на социальных сетях, Zynga – на игровых приложениях, Groupon — на скидочных предложениях… т.е. все они узкоспециализированы. А вы на чем хотите специализироваться? Или вы хотите охватить все эти области? Не думаете, что это невозможно?

Дмитрий Гришин: — Я думаю, что электронная почта, социальная сеть и сервис мгновенных сообщений могут быть объединены в один коммуникационный продукт, потому что они очень близки друг другу и являются взаимодополняющими.

Мы начали с электронной почты, потом прибавили к ней сервис мгновенных сообщений, потом социальные сети. Если вы обратили внимание, многие социальные сети, тот же Фейсбук, идут в обратном направлении – сначала запустили сервис мгновенных сообщений, а потом добавили и электронную почту. Это доказывает то, что эти три продукта очень близки друг другу.

Если у вас есть смартфон, это значит, что у вас есть одновременно и камера и MP3-плейер. Многие люди думают, что это великолепные продукты и что они должны быть по отдельности, но большинство считает, что они должны быть вместе. Таким же образом мы считаем, что три перечисленных коммуникационных продукта могут работать вместе. Как быстро произойдет полная интеграция – я не знаю, но согласитесь, что сервис мгновенных сообщений – это совершенно необходимая вещь для социальной сети.

Эндрю Кин: — Многие считают, что электронная почта умирает, что она уже мертва. Вы так не считаете?

Дмитрий Гришин: — Я считаю, что этот сервис будет продолжать расти и завоевывать все новые и новые глобальные горизонты. И нам кажется, что электронная почта будет существовать уже в новой, комбинированной форме, в интеграции с социальными сетями. Потому что люди, которые зарегистрированы на разных сайтах электронной почты (Mail.ru, Yahoo, Hotmail) — хотят общаться друг с другом. Это на самом деле проблема. Люди, которые есть на Фейсбуке, не могут общаться с людьми в других социальных сетях, и это же касается службы мгновенных сообщений, – если вы хотите общаться с ними, вы должны зарегистрироваться в другой социальной сети. Электронная почта не умрет, она просто трансформируется, она станет продуктом, который сможет решить эту проблему.

Эндрю Кин: — В Америке есть компания, похожая на Mail.ru. Она объединила в себе функции ICQ, электронной почты и социальной сети. Эта компания называется – Твиттер. Можете ли вы сравнить себя с ней?

Дмитрий Гришин: — Действительно, то, что они делают, очень близко к тому, что делаем мы. Но есть вещи, которые мы делаем лучше – это пользовательская вовлеченность. Люди тратят намного больше времени, пользуясь нашими продуктами, и у нас гораздо серьезней система пассивного поиска. Есть активный поиск, когда пользователь обращается с вопросом к поисковым системам, и есть поиск пассивный, когда интересная пользователю информация находит его сама.

Эндрю Кин:— То есть, вы хотите сказать, что у вас имеется и поисковой движок?

Дмитрий Гришин: — Я сейчас говорю о том, что у нас есть некий пассивный поиск, который есть практически в любой крупной социальной сети.

Эндрю Кин: — А что по поводу бизнеса? Вы сосредоточены на продаже рекламы в ваших бесплатных продуктах?

Дмитрий Гришин: — У нас есть 2 бизнес-модели, которые очень сбалансированы по отношению друг к другу. Одна модель – рекламная, а вторая – т.н. оплачиваемые услуги, где пользователи платят за дополнительный функционал. С точки зрения распределения прибыли для нас – это примерно 50 на 50.

Эндрю Кин: — Майкл Вулф написал – Россия может быть самым захватывающим местом на земле для бизнесменов, потому что здесь еще видна причина и следствие и вся силовая динамика находится на поверхности. Здесь все те, у кого есть деньги, здесь все те, кто обладает властью, здесь все те, кто контролирует ресурсы. Правда ли это? Вы – важный игрок в цифровом бизнесе, скажите, действительно ли Россия является самым потрясающим местом для бизнеса?

Дмитрий Гришин: — Да, это одно из самых потрясающих мест для бизнеса. Потому что если посмотреть глобально, можно найти еще всего лишь 2-3 рынка, где есть большие аудитории, которые уже имеют большое количество пользователей в интернете, и все еще продолжают расти.

Журналист, новостной редактор, работает на сайте с 2009 года. Специализация: интернет-маркетинг, SEO, поисковые системы, обзоры профильных мероприятий, отраслевые новости рунета. Языки: румынский, испанский. Кредо: Арфы нет, возьмите бубен.