В отличие от большинства стран мира, в России такие международные гиганты, как Google, Yahoo!, Microsoft, не смогли вытеснить с рынка локальных игроков. Это повод гордиться российской интернет-индустрией, уверен гендиректор Mail.ru Group Дмитрий Гришин. В интервью изданию «КоммерсантЪ» он рассказал, за какими сервисами будущее социальных сетей и как его компания собирается монетизировать свои разнопрофильные активы.
- Какова стратегия Mail.ru Group? Есть ли пример иностранной компании, стратегии которой вы придерживаетесь?
- Компания, которая мне кажется наиболее похожей на нас по бизнес-модели, стратегии и т. д.,- это китайская Tencent, естественно, с поправкой на локальную специфику рынка.
И мы, и Tencent делаем ставку на синергию двух направлений — коммуникаций и онлайн-игр, которую я называю словом "communitainment" ("communications" + "entertainment"). Мы еще много лет назад заметили, что в основе любви пользователей к онлайн-играм кроме желания развлечься лежит, по сути, желание общаться с друзьями и находить новых знакомых - как в социальных сетях и мессенджерах, просто другим способом. Эта фундаментальная закономерность есть суть и драйвер дальнейшего развития бизнеса Mail.ru Group.
- Зачем Mail.ru Group куски западных компаний, таких как Facebook, Groupon, Zynga?
- Действительно, у Mail.ru Group есть миноритарные доли лидирующих мировых компаний - Facebook (2,33%), Groupon (4,63%), Zynga (1,41%). Для нас это финансовые инвестиции, которыми мы удовлетворены, мы не рассчитываем на операционную синергию с данными компаниями и не планируем увеличивать в них нашу долю.
- Также у многих вызывает вопросы наличие конкурирующих социальных сетей и мессенджеров в рамках одного холдинга. В чем заключается синергия? И не будет ли внутренней конкуренции за бюджеты рекламодателей?
- Никакой конкуренции, о которой вы говорите, сейчас нет. Рынок растет настолько быстро, что аудитория всех наших социальных сетей и мессенджеров постоянно увеличивается в основном за счет новых людей, а не за счет «отъедания» пользователей друг у друга. Кроме того, у каждого из этих проектов свое позиционирование, и наши исследования показывают, что пользователи разделяют, например, социальные сети по тому, для каких целей они их используют и как относятся к ним.
Что касается конкуренции за рекламные бюджеты - с начала 2011 года проекты Mail.ru Group, то есть портал Mail.ru, «Одноклассники» и ICQ, обслуживаются объединенным коммерческим департаментом. С недавних пор все эти проекты также объединены единой технологической рекламной платформой. Таким образом, рекламодатели могут как выбрать наиболее подходящую им площадку, так и задействовать сразу несколько, если есть необходимость достичь максимального аудиторного охвата.
- Как вы видите себе дальнейшее развитие коммуникационных сервисов в рунете в целом и в составе Mail.ru Group в частности? Каковы перспективы более тесной интеграции уже существующих сервисов для общения (и что это даст пользователям), а также появления новых?
- В рамках Mail.ru Group мы сейчас работаем над формированием единого коммуникационного пространства - пользователям не нужно будет задумываться о том, работают ли они с почтой, социальными сетями или мессенджерами. Более того, будет стираться и само различие между этими сервисами, так как аудитория с каждым днем все меньше отличает их друг от друга, ведь суть одна - быстрое, эффективное, комфортное общение.
Таким образом, в будущем электронная почта, социальные сети, мессенджеры будут объединены единой платформой для создания приложений и т. д. Но уже сейчас все наше продуктовое развитие определяется стратегией взаимной интеграции коммуникационных проектов – «Mail.ru Агент» встраивается в почтовый сервис, в свою очередь, в мессенджер приходят уведомления о новых письмах и т. д.
Тем не менее, в краткосрочной перспективе мы не видим необходимости в полном слиянии брендов имеющихся у нас социальных сетей и мессенджеров, на данном этапе они вполне могут эффективно существовать самостоятельно…