Дмитрий Шахов: «Я работаю, чтобы жить, а не живу, чтобы работать»

«Закрытые» ресурсы — насколько они актуальны именно для тебя, какой профит (материальный и нематериальный) приносят лично тебе?

Все закрытое непременно возбуждает центр удовольствия у каждого нормального человека. Это дополнительное маркетинговое преимущество, если речь идет о небольшой группе инициированных пользователей. Но это одновременно и сдерживающий фактор роста. Ведь попадание в закрытое сообщество требует определенной жертвы от вступающего — денежной или информационной. Не каждый готов на жертву, но кто ее сделал, становится более лояльным потребителем, а в это в свою очередь определяет микроклимат внутри сообщества: даже посторонние и незнакомые люди ведут себя корректно, а троллинг и хамство встречаются крайне редко. Ведь войти трудно, а вылететь легко. Так зачем рисковать зря.

Но собрать таким образом многотысячную аудиторию почти нереально в короткие сроки, да и в длительные тоже — все закрытое плохо масштабируется. Я с интересом наблюдаю, как растет форум webmasters.ru — будь он закрытым, то никогда бы не достиг сегодняшнего размера. При двух с половиной тысячах членов клуба баблорубов его ежесуточная аудитория — 400 авторизаций. Посещаемость закрытого блога еще меньше. Но лояльность (возвращаемость) и там, и там более 60%. Для открытых сообществ это почти нереальные цифры. Фейковых аккаунтов практически нет. Клонов — тоже. Нет смысла и мало возможностей их создавать. В моих проектах даже модераторов нет — не нужны.

В чем профит для меня? Я предпочитаю общаться с умными, адекватными людьми. И если нет места, где они обитают в достаточном количестве, то надо его создать. Клуб — это место общения, в том числе для меня лично. Из клуба выросло несколько хороших сделок. Клубчане не раз выручали и меня, и друг друга в решении каких-то проблемах. Так что материальный профит тоже есть, но он больше косвенный, чем явный. Реклама внутри клуба практически ничего не приносит, как и продажа инвайтов. По крайней мере, в сравнении с другими моими заработками. Тратится все заработанное, как правило, на оплату обслуживающего персонала.

Почему твоя активность на форумах сведена к минимуму? Тебе неинтересно или ты считаешь,что незачем на это тратить время?

Нельзя успевать общаться везде. В день я пишу до 30-40 тысяч знаков текста. В основном это различные мессенджеры. У меня более тысячи абонентов в контакт-листе ICQ и пара сотен в скайпе. А еще есть почта, корпоративная почта, служебные тикеты. Кроме того, постоянно идет активное телефонное общение, общение в офисе. Это и есть моя работа — общение! В итоге на форумы остается час-полтора от силы вечерком или ночью. Так что мое время равномерно распределено между клубами и региональным форумом. Иногда я заглядываю на SearchEngines.ru и в саппорт-форум Казапы, обычно по ссылке на какую-то тему, где нужно ответить лично мне. Так что, и рад бы пообщаться, но некогда.

Ты по большей части работаешь дома. Каким образом тебе удалось создать комфортные условия?

Понятие «дом» у меня довольно условное. Есть место, где я сплю. Остальное — это рабочая зона. Как только я в нее вхожу, то погружаюсь в рабочий процесс. У меня не бегают по квартире дети, а жена занята работой едва ли не больше меня. Так что готовит и убирает у нас домработница, мы только по очереди гуляем с собакой. Я не вижу никакой проблемы, где и как работать. Не понимаю, почему я должен снять маленький душный офис в ТЦ, где будет общий туалет и не будет возможности нормально поесть. Конечно, есть небольшая проблема, когда клиент в первый раз входит в квартиру. Но спустя двадцать минут, когда он походит по ковролину в носках и выпьет нормального кофе, поиграет с собакой, он произносит что-то вроде «я вам завидую». И уходит уже в задумчивости.

На самом деле, я постепенно ухожу от личного общения с клиентами. Некоторых своих клиентов я вообще никогда не видел вживую. А при такой модели я могу работать хоть с берегов Самуи, сидя в бунгало, когда ступни мне массирует молодая тайка. Офис должен быть оправдан бизнес-моделью. Поэтому у нашего проката есть офис, потому что там проходной двор и нет доставки. Поэтому, когда мы запустим у нашей турфирмы направление на выезд, у нас появится небольшой офис в центре города. А сейчас я не вижу ни одной причины снимать маленькое затхлое помещение, у которого и припарковаться проблема. Сотрудникам, кстати, тоже комфортнее именно в квартире. Достаточно просто сравнить, сколько человек пользуется туалетом в офисном центре и у нас. Сразу осознаешь ценность того размещения, которое мы имеем. Я — за максимальный личный комфорт. И, в общем-то, плевать, как это скажется на бизнесе. В конце концов, я работаю, чтобы жить, а не живу, чтобы работать.

Насколько сложнее сегодня из фрилансера перейти в бизнес с офисом и сотрудниками?

Я никогда не был фрилансером, так что мне трудно это оценить. Я сразу пересел из офиса в свой бизнес. Однако, общаясь с фрилансерами, а мы часто и много с ними сотрудничаем, у них есть много застарелых болезней. Одни считают, что бизнес — это очень сложно. Другие боятся переходить в белый сектор экономики, им кажется, что уже завтра их начнут трясти налоговики и полиция. Третьи просто не готовы управлять чем-то больше собственных рук. Быть хорошим исполнителем еще не значит быть хорошим организатором. Ты можешь программировать замечательные сайты, но первый же нанятый тобой сотрудник не только сделает полный фуфел, но еще и ославит тебя кидалой, потому что ты не заплатишь ему за его говеную работу, так как сочтешь это справедливым решением. И будешь не прав. Потому что не проговорил сразу все условия трудового контракта. Потому что протупил с контролем работ. Потому что не сделал много того, что должен был сделать как организатор. Только немногие фрилансеры могут стать бизнесменами. Еще меньше из них готовы это сделать. И только единицы делают.

Как сегодня ты используешь социальные сети для бизнеса, для продвижения сайтов, возможно, для имиджевой составляющей?

Пока только присматриваюсь. Если в Твиттере я достаточно активен, то Facebook и Вконтакте как-то не пошли. Не понимаю я общения в этих сетях. Google+ понравился намного больше. Тем более что он интегрирован с другими сервисами Google, которые составляют неотъемлемую часть моей повседневной деятельности. А для имиджевой составляющей у меня есть блог, который, к примеру, намного популярнее в Калининграде, чем я бы хотел…

Полный текст интервью на webmasters.ru

Журналист, новостной редактор, работает на сайте с 2009 года. Специализация: интернет-маркетинг, SEO, поисковые системы, обзоры профильных мероприятий, отраслевые новости рунета. Языки: румынский, испанский. Кредо: Арфы нет, возьмите бубен.