Думай как дизайнер. Дизайн-мышление для менеджеров

    6

    В последнее время зарубежный рынок бизнес-литературы переживает настоящий натиск изданий, пропагандирующих дизайн-стратегии и дизайн-мышление. Такое модное направление пока лишь робко «переминается с ноги на ногу» на пороге отечественной коммерции. Поэтому книгу Жанны Лидтки и Тима Огилви «Думай как дизайнер. Дизайн-мышление для менеджеров» можно назвать одной из первых, переступивших этот рубеж.

    Жанна Лидтка уже четверть века преподаёт на кафедре стратегии, этики и предпринимательства Дарденской школы бизнеса Университета Вирджинии. В прошлом занимала должность исполнительного директора в институте Баттена при Дарденской школе, – он был основан, чтобы развивать передовые практики в сферах предпринимательства и инноваций. Жанна читает курс по дизайн-мышлению, инновациям и органичному росту студентам MBA и руководителям. Её новые исследования посвящены возможностям дизайн-мышления в комплексных стратегических дискуссиях о будущем организаций. Журнал BusinessWeek назвал предыдущую работу Лидтки “The сatalyst: how you can become an extraordinary growth leader” одной из лучших книг 2009 года о дизайне и инновациях.

    Тим Огилви (он даже не тёзка «отца рекламы» Дэвида Огилви, в оригинале их фамилии пишутся немного по-разному) – главный исполнительный директор консалтинговой компании Peer Insight, которая специализируется на стратегических инновациях. Среди его клиентов – Bank of America, Hallmark, Hewlett-Packard, Pfizer, Procter & Gamble и другие гиганты. Кроме того он консультировал правительства пяти государств, содействовал политике инноваций в разных странах – от США до Европейского союза и Тайваня. В 2007 году стал одним из соавторов книги “Seizing the white space: innovative service concepts in the United States”. В ней описаны основания для сервисных инноваций, которые сегодня используют общественные деятели и ведущие частные фирмы ЕС.

    Книгу «Думай как дизайнер» Лидтка и Огилви начинают с простого посыла: когда дело касается развития и инноваций с помощью дизайна, обычные люди оказываются не в своей тарелке. Этот процесс кажется им таинственным, непредсказуемым и очень запутанным: «Мы разводим руками и продолжаем корпеть над электронными таблицами и результатами маркетинговых исследований, пытаясь отыскать очередное волшебное средство – очередной катализатор роста».

    Чтобы сделать процесс дизайна более простым и управляемым, авторы книги делят его на четыре основные фазы и предлагают десять инструментов для объединения дизайнерского и традиционного делового подходов. А ещё переводят словарь дизайна на деловой язык, раскрывают связь между дизайн-мышлением и прибыльным ростом, дают шаблоны для управления проектами. То есть каждый может научиться этому и более-менее успешно повторить.

    «Многие считают, что дизайн-мышление начинается с брейншторминга, а некоторые даже думают, что на нем оно и заканчивается! Но […] процесс дизайна начинается буквально «здесь и сейчас». Инновационные идеи вырастают из аналитической картины нынешней ситуации. Без этой картины воображение окажется на голодном пайке», – подчёркивают Лидтка и Огилви.

    Каждый шаг своей инструкции они иллюстрируют реальными примерами из жизни менеджеров, которые не учились дизайну, однако применяют дизайн-мышление для обеспечения инноваций и роста своих организаций. Причём сферы деятельности их фирм далеки друг от друга – аудит, медицина, социальная сфера, образование…

    Книга «Думай как дизайнер» хорошо структурирована и даёт чёткую ориентацию на преимущества каждого шага и метода создания проекта. Вместе с тем она достаточно проста, чтобы не запутать читателя-новичка. Я бы рекомендовал её студентам, изучающим бизнес. Работа может быть полезной для чтения в дискуссионных группах, которые проводят учебные исследования и хотят организовать процесс проектирования.

    Впрочем, как я уже упоминал, дизайн-мышление пока ещё новая тенденция для нашего бизнеса, и работа Лидтки и Огилви хорошо подходит для знакомства с ним.

    Но есть и ещё одна рекомендация: эту книгу не стоит покупать в электронной версии для чтения в Kindle. Истории и примечания, сопутствующие основному тексту, в печатном варианте сделаны голубым и бледно-серым шрифтом, да ещё и помещены на голубой и тёмно-серый фоны. В электронном виде эти абзацы и даже целые страницы становятся серыми на сером и превращаются в практически нечитаемые. А мелкие надписи на некоторых диаграммах не поддаются детальному масштабированию в ридере.

    В целом я бы рекомендовал книгу «Думай как дизайнер» только в бумажной версии – в качестве пособия для новичков в дизайн-сервисе и дизайн-мышлении. Она поможет им понять, как и где можно использовать комбинацию творческого и традиционного подходов для инноваций и роста.