Существующая процедура подтверждения нулевой ставки НДС при розничном онлайн-экспорте товаров для иностранных покупателей настолько запутана, что ею не пользуется ни одна российская интернет-площадка. Так считают в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), обратившейся к премьеру Дмитрию Медведеву с предложением автоматизировать этот процесс.
Речь идет преимущественно о работе с покупателями из стран СНГ: они являются основными иностранными клиентами российских интернет-магазинов. В письме ассоциации говорится, что сейчас подтверждать нулевую ставку попросту невыгодно, так как затраты на сбор документов превышают компенсируемый налог. Вместо существующей процедуры АКИТ предлагает ввести единый идентификатор — фискальный чек для автоматизации подтверждения нулевой ставки НДС.
Президент АКИТ Артем Соколов:
«Если вся отчетность будет формироваться автоматически, это позволит российским интернет-магазинам нарастить продажи».
С этим соглашаются и в пресс-службе Lamoda, которая не использует нулевую ставку. С учетом текущих требований закона, считает ритейлер, применение нулевой ставки НДС при экспорте в практическом смысле почти невозможно. Директор финансовой службы Wildberries Владимир Бакин отметил, что сейчас онлайн-ритейлер имеет представительства в Белоруссии, Казахстане, Киргизии и Армении. Каждая из стран является участником Таможенного союза, добавил он, что дает ряд преимуществ при трансграничной торговле: при экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС.
По данным агентства Knight Frank, объем российского онлайн-экспорта в сегменте розничной торговли оценивается в 46 млрд рублей. Средняя стоимость заказа — около 4,5 тысяч рублей, соответственно, каждая покупка облагается налогом примерно в 800 рублей.