Евросоюз может ввести «налог на Google» в рамках создания единого цифрового рынка

4

Европейский союз рассматривает вопрос ввода налога на Google и другие американские интернет-компании в рамках создания единого регионального цифрового рынка.

eu-flags-ss-1920-800x450.jpg

В интервью изданию The Wall Street Journal (WSJ) еврокомиссар по цифровой экономике Гюнтер Эттингер (Günther Oettinger) заявил о том, что он хочет укрепить позиции европейских интернет-компаний в конкуренции с американскими гигантами, такими как Google и Facebook. По словам политика, он хотел бы видеть бо́льшие инвестиции в интернет-сектор и создание в ближайшем будущем единого цифрового рынка в Европе.

Эттингер охарактеризовал ЕС как «неудачника» в области информационных технологий. По его мнению, Европа должна создать единый цифровой рынок, который поддержит местные стартапы, улучшит общую эффективность интернет-компаний и даст возможность преодолеть распри и противоречия среди стран-участниц в вопросах налогообложения и защиты конфиденциальности.

Ирландия и Люксембург оказались в выигрышной позиции в экономическом плане после привлечения неевропейских (главным образом, американских) интернет-компаний низкими налогами. Эти шаги вызвали недовольство со стороны других стран Европейского союза тем, что они, якобы, подрывают их политику высокого налогообложения.

Экономики европейских стран всё ещё пытаются оправиться от рецессии и ищут новые источники дохода, а также способы закрыть «лазейки», которые позволяют американским компаниям работать на европейском рынке, не платя высоких налогов. Все, начиная от Google и Facebook и заканчивая Amazon и Apple, были обвинены в уклонении от налогов в связи с тем, что они работают в Ирландии и Люксембурге.

Проблема неравномерного налогообложения может быть решена путём создания единого рынка, который также позволит более эффективно регулировать вопросы конфиденциальности, сказал Гюнтер Эттингер WSJ. Ранее он также говорил о том, что хотел бы видеть более жёсткие условия соглашения с Google в антимонопольном урегулировании поискового вопроса, хотя у него нет полномочий в этой области.

Помимо этого, Эттингер также является сторонником налогообложения поисковых результатов Google под эгидой (или предлогом) защиты авторских прав. В основе этой позиции лежит идея субсидирования местных экономик путём налогообложения иностранных компаний. В то же время попытки этим способом извлечь дополнительный доход для европейских издателей уже показали свою неэффективность в Германии и Испании.

В интервью WSJ Эттингер также отметил, что доминирование американских интернет-компаний на цифровом рынке «не будет длиться вечно»

«Действия Евросоюза направлены на последовательное и планомерное регулирование деятельности IT-монополий, и введение налога для американских компаний не будет являться первым шагом в этом направлении. Ранее Еврокомиссия неоднократно проводила антимонопольные расследования в отношении крупных корпораций, например, Microsoft из-за включения Internet Explorer в состав операционной системы Microsoft Windows, и Google в связи с жалобами на создание преференций для своих сервисов. Политика Евросоюза отразилась и на последних изменениях европейского налогового права, где согласно новой директиве, НДС для цифровых продуктов стал зависеть от юрисдикции, в которой находится потребитель, а не зарегистрирован продавец, как было ранее. Правила игры меняются, и в первую очередь для гигантов, которые зарабатывают на интеллектуальной собственности и решениях, таких как Google. Тем не менее, вряд ли предложенные ЕС меры могут ликвидировать отсталость европейских IT-компаний, поскольку для эффективного развития отрасли только изменения системы налогообложения недостаточно. Необходимо создавать условия, в которых технологии будут развиваться. Пока же среди всемирных гигантов IT-отрасли продолжают преобладать американские компании», — прокомментировал позицию ЕС генеральный директор REG.RU Алексей Королюк.

Гюнтер Эттингер уже заявлял о своём намерении расширить «налог на Google» на территорию всей Европы после своего вступления в должность в ноябре 2014 года.

Так называемый «налог на Google», обязывающий поисковую систему платить новостным агентствам и интернет-изданиям за появление их ссылок в результатах поиска, был принят в Германии в 2013 году и в Испании в 2014 году.

Редактор-переводчик. Специализируется на западном интернет-маркетинге и SEO. Освещает события в этой области с 2014 года.