Евгений Трофименко: Индивидуальное SEO в новом качестве

Сегодня у нас в гостях Евгений Трофименко, в недавнем прошлом — сотрудник компании BDBD, и мы ведем беседу о тонкостях индивидуального SEO-бизнеса, инструментах, полезных для оптимизатора, и о новом promosite.ru.

— Евгений, до прихода в BDBD ты много лет работал на фрилансе, теперь снова вернулся к индивидуальному SEO. Что нового открыл для себя в такой схеме работы?

— Индивидуальное SEO — это экстремально просто, чего нельзя сказать о рынке. На рынке все недовольны всем. Можно сказать, недовольство — основной движущий мотив. Но клиенты, как и раньше, ищут профессионалов. В целом в моих подходах к работе ничего кардинально не поменялось. В «хорошо забытом старом» есть также и много старых, забытых плюсов. Сегодня на них можно взглянуть с другой стороны.

— Сравни три вида услуг на рынке: SEO от начинающего фрилансера, SEO от крупной компании, SEO от эксперта. В чем плюсы и минусы каждого вида.

— Начну с SEO от крупной компании — в основном это ориентация на потоковое продвижение, потоковую работу с клиентом. Кроме отделов по работе с сайтом и отделов продвижения, в компании есть и отделы по «уговариванию» клиента. Это дело тоже нужно: до клиента необходимо донести информацию. Но, к сожалению, иногда у таких компаний уговаривание и «кормление завтраками» становится основной частью работы.

SEO от начинающего фрилансера хорошо тем, что человек может полностью посвятить себя одному клиенту — по сути, работодателю. Пусть у него меньше опыта, но за счет глубокого погружения в бизнес клиента он может достичь лучших результатов — правильнее выбирать семантику, например. Может быть, ему сложнее работать с проблемами сайта, но капля камень точит. SEO от эксперта обычно находится где-то посередине, главное — не утонуть в рутине. Однако развитая автоматизация процессов упрощает работу. Контроль позиций и трафика, расчеты и отчеты, контроль индексации и эффективности ссылок. Мне в этом смысле повезло, я сам пишу себе программные инструменты.

— Твои инструменты достаточно популярны среди оптимизаторов. Чем пользуются больше?

— Больше всего, конечно, пользуются сервисом апдейтов, его виджетом и яндекс-кнопкой — в сумме около 5 тыс. человек в день.

Вторым по популярности сервисом можно считать сервис показа архивных данных по аффилированным сайтам. Здесь очень простая и понятная для посетителей схема действий — прийти, проверить сайт на аффилиаты, завершить работу.

Недооцененный оптимизаторами, на мой взгляд, сервис — это мониторинг особенностей выдачи Яндекса. Сервис построен на выдаче по 8К+ поисковым запросам с различными вариациями, которая скачивается ежедневно. Это позволяет многое узнать и об особенностях изменения формулы ранжирования, и о новых типах апдейтов. Кстати, на основе этих данных уже практически готов анализатор апдейтов поведенческих факторов.

Однако использовать хорошие инструменты в работе — это полдела. Как известно, хороший инструмент всегда хорош только в умелых руках.

— В последнее время многие квалифицированные SEO-специалисты переходят из компаний на вольные хлеба. Очевидно, что услуги экспертов качественно отличаются от услуг малоопытных начинающих фрилансеров. То есть, на рынке появляется третья сила, это так?

— Мне не очень близко рассмотрение других как «начинающих, малоопытных». Хотя это частично верно — существование ссылочных агрегаторов и их агрессивная реклама плодят целое поколение даже не афрооптимизаторов, а «гомо агрегатус». Это совсем удивительный вид – это клиент, который считает себя оптимизатором.

Экспертность я стараюсь не выпячивать. В работе может помочь опыт по работе с фильтрами ПС, особенностями их наложения и снятия. Аффилиаты, штрафы за переоптимизацию, фильтры за ыстрый рост ссылок и т.д. — все это стандартными методами не вычисляется.

Третья сила? Возможно, но она растет не очень быстро. Многие эксперты и опытные руководители отделов уходят из потокового продвижения рулить в «клиентские» компании, многие начинают продвигать свои сторонние бизнесы — благо есть умение и опыт. А я остался в продвижении сайтов.

— SEO от эксперта — это конкурентоспособное предложение на рынке?

— На счет предложения на рынке — не знаю, по рынку не ходил, цен не спрашивал… Конечно, конкурентноспособное — при продвижении действительно крупного проекта все доступныеданные и оценки клиент старается многократно перепроверить.

— Чем твой новый promosite отличается от прежнего? Расскажи о его целях и задачах.

— Новый сайт, во-первых, стал содержать более полную и свежую информацию (добавлены тексты докладов и презентации до 2010). Во-вторых, он почищен от старой информации и переработан. Но основное — это интеграция сайта с моей SEO-CRM по контролю клиентских позиций и частичный вывод этих данных в виде примеров работ. Также интересен показ данных от счетчика трафика в виде «прямого эфира переходов» (подсмотрел идею у Симакова).

Основных задач две — дать более полную информацию о своей деятельности и привлечь клиентов. Конечно, эти задачи связаны.

— В старой версии сайта ты брал «Яндекса» за хвост:). Как возникла идея с котом в дизайне сайта? Что еще научился делать с «яндексоидами» с того времени?

— Кот из темной комнаты — традиционный элемент сайта. Изначально я его подсмотрел на Рекламной открытке того же самого Яндекса. Они рассылали такие открытки по агентствам. На открытке поисковик Яндекса находил все – даже кота.

Вообще у нас с Яндексом много разного. Это я стараюсь перечислять на странице seo-инструментария. Содержимое страницы постоянно меняется. Фишкой Яндекса сегодня я бы назвал подходы к определению «качества» ссылок, в том числе в промышленном масштабе.

— На promosite три основных вида услуг — продвижение сайта по трафику, продвижение сайта по позициям, продвижение с открытым бюджетом. Расскажи о каждом виде подробнее, чем схемы отличаются от принятых в SEO? Особенно интересно узнать о продвижении с открытым бюджетом.

— Разные виды отличаются ориентацией на разные классы запросов и разными схемами оплаты. Схема «за позиции» — традиционная и прозрачная, подходит для небольшого числа конкурентных запросов. Схема «за трафик» более эффективна для крупных проектов, магазинов и развлекательных сайтов, здесь нужно ориентироваться на большое число низкочастотных запросов. Обе схемы уже стали общепринятыми.

Продвижение с открытым бюджетом — это предложение для крупных проектов. Оно предполагает полный контроль клиента над своими ссылками и другими ресурсами и более глубокое погружение консультанта в бизнес клиента.

В SEO-компаниях есть понятие «жизненный цикл клиента» — всем известно, что когда-нибудь в будущем клиент неминуемо уйдет, и работа с ним закончится. А продвижение с открытым бюджетом предполагает, что клиент будет «жить» вечно. Это (в том числе) и развитие сайта, не зависящее от постоянных денежных вливаний (платы за аренду ссылок). Это и работа с социальными сетями и т.д.

— Ясно, что индивидуальный подход к клиенту, очень активно пропагандируемый SEO-компаниями, проще всего реализовать ИП. Нет проблемы согласования между отделами, всегда есть с кого спросить результат. Это так?

— Да, примерно так. Хотя бы понятно, с кого спрашивать. Единственное, что нужно развивать методы общения с клиентом. Для этих целей как раз собираюсь начать искать аккаунт-менеджеров на удаленную работу.

— Какие еще есть планы по развитию сайта или, может быть, открытию других проектов? — Это, пожалуй, самый интересный вопрос — планов у меня всегда много.

Во-первых, планы по улучшению SEO-сервисов. Упор сделаю на апдейты поведенческих факторов. Буду проводить ежедневный мониторинг SEO-параметров (длины учитываемого тайтла, заголовков, текстов ссылок, «веса» ссылочного в общем итоге, минимальной граничной частотности запросов, ниже которой не действуют кликовые ПФ). Кроме того, я буду развивать сервис подбора семантического ядра по тексту страницы — это очень важная вещь для автоматизации и трафикового SEO.

Во-вторых, собираюсь, наконец, начать вести SEO-рассылку. Кроме того, я обдумываю возможность делать свое SEO-телевидение (более сконцентрированное именно на SEO, без лишних рассказов про CMS, платежные системы, хостинги и т.д.). На форуме Searchengines много интересных людей, с ними обязательно надо поговорить в прямом эфире.

Да, и самый основной план — конечно, продвигаться по «продвижению сайтов»!

Журналист, новостной редактор, работает на сайте с 2009 года. Специализация: интернет-маркетинг, SEO, поисковые системы, обзоры профильных мероприятий, отраслевые новости рунета. Языки: румынский, испанский. Кредо: Арфы нет, возьмите бубен.