Facebook мечтает захватить рынок России и азиатских стран

Не секрет, что после выхода на IPO, руководство Facebook намерено сосредоточиться на освоении дополнительных рынков. В качестве главных приоритетов ближайших лет своей деятельности крупнейшая в мире соцсеть рассматривает следующие страны: Китай, Россию, Японию, Южную Корею и Вьетнам.

«Совсем не трудно определить страны, на которые в ближайшие годы будет нацелена деятельность Facebook, ведь в мире наблюдается всего 5 рынков, на которых крупнейшая в сире соцсеть не является игроком №1», — комментируют намерения Facebook эксперты в области исследования платного контента агентства comScore.

Вот как выглядит карта стратегического развития Facebook на сегодняшний день:

Что же может помешать мировому лидеру социальных медиа стать первым в перечисленных выше странах? Это, прежде всего, социальные и культурологические особенности, внутренняя политика правительства отдельных стран, а, главное, — наличие серьезных локальных конкурентов, преобладающих на данных рынках.

Рассмотрим ситуацию подробнее:

Что касается одного из крупнейших в мире интернет-рынков – Китая, то здесь перспективы для Facebook весьма плачевные, поскольку Марку Цукербергу (Mark Zuckerberg) вряд ли удастся в ближайшее время обойти мощную цензуру страны. В настоящее время соцсеть запрещена в Китае — иными словами, ее проникновение на данный рынок составляет 0%. Список локальных лидеров соцмедиа для этой страны выглядит следующим образом:

Что же касается мнения руководителя Facebook по данному вопросу, то оно весьма красноречиво иллюстрирует ситуацию. Не случайно, накануне IPO в официальном обращении к инвесторам прозвучало следующее заявление руководства крупнейшей в мире соцсети: «Мы не уверены в том, что сможем найти точки взаимодействия с властями Китая. Возможно нам удастся хотя бы частично проникнуть на данный рынок, однако даже в случае частичного закрытия контента соцсети, наши локальные соперники могут с легкость одержать над нами победу, проникая на рынки, не досягаемые для нас. Наше стремление увеличить базу пользователей и инициировать их более активное взаимодействие может столкнуться с активным сопротивлением властей страны, и тогда мы не сможем увеличить наши доходы, как предполагалось ранее. Вот почему наши финансовые результаты ближайших лет могут оказаться не столь высокими, как было запланировано».

Следующим весьма желанным для Facebook рынком является интернет-рынок России. Здесь проникновение соцсети составляет 21,2% из-за доминирования локальных игроков. Однако руководство Facebook расценивает свои шансы прониконовения на российский рынок как «очень хорошие».

Согласно статистике comScore, россияне – самые социально активные пользователи мира. Однако, несмотря на поступательный рост позиций Facebook в этой стране, он все же никак не может выбиться в лидеры: в настоящее время американская соцесть расположилась где-то между проектами: «Одноклассники» и «Мой Мир» от Mail.ru (оба проекта инвестирует DST, хорошо знакомый руководству Facebook). Отметим, что после того, как DST сможет продать часть своих Facebook-активов, стоимость которых возросла в ходе IPO, для западной соцсети наступит время настоящей конкурентной борьбы в России.

«Локальные соцмедиа могут вскоре потерять свою популярность, — заявило еще в феврале 2012 года агентство eMarketer, — в такой ситуации Facebook, конечно, может стать лидером рынка, однако, когда это произойдетостается вопросом. Популярность ВКонтакте в России упадет лишь в одном случае, если решением суда соцсеть обяжут удалить весь контент, защищенный авторским правом».

Таким, образом, перспективы Facebook в России пока не ясны, хотя сам рынок остается весьма желанным для руководства соцсети.

Если говорить о рынке Южной Кореи, то здесь проникновение Facebook составляет 27,2%, а перспективы развития самые благоприятные. Кроме того, он входит в тройку лидеров этой страны:

Как известно, рынок Южной Кореи всегда тяготел к высоким технологиям и инновационным решениям. Наибольшую популярность здесь получила 3D-соцсеть Cyworld – главный конкурент, против которого направлены все силы Facebook на данном рынке.

Японцев уже давно называют «нацией Твиттера» — ведь именно этот социальный сервис наиболее популярен в Стране Восходящего Солнца. Следом за ним идет Mixi, основанная в 2000 году. Замыкает тройку лидеров Facebook, процент пользователей которого в Японии составляет 23, 4%. Свои позиции на данном рынке соцсеть описывает не иначе как «в процессе освоения рынка».

Не менее важен для Facebook и рынок Вьетнама. Доля соцсети здесь колеблется в районе 37,8%. Однако, как и на рынке Китая, ситуация у западной соцсети здесь – весьма неопределенная: официально Facebook был заблокирован во Вьетнаме в 2009 году, однако интернет-пользователи обходят этот запрет в два клика. И все же этот момент на дает Facebook возможности приступить к активному завоеванию данного рынка. Тройка лидеров соцмедиа Вьетнама выглядит так:

Несмотря на острую нехватку в стране социальных ресурсов и оживленнейший интерес к ним пользователей, жёсткая цензура властей Вьетнама не дает соцмедиа развернуться в полную силу.

Редактор-переводчик портала Searchengines.ru, работает на сайте с 2010 года. Специализируется на западном интернет-маркетинге, новостях социальных сетей и поисковых систем. Постоянно принимает участие в профильных семинарах и конференциях в качестве журналиста-обозревателя. Языки: английский, французский.