Фидбэк. Получите обратную связь!

Поклонники советского кино прекрасно знают лирическую комедию Эльдара Рязанова «Дайте жалобную книгу». Фабула картины разворачивается вокруг ресторана «Одуванчик», который пользуется у посетителей дурной славой: там плохо готовят, нерадиво обслуживают посетителей, а жалобная книга всегда «занята». «Если это прекрасное завтра, то вы – ужасное вчера», – говорит один из героев фильма. В конце концов, журналист Никитин помогает превратить отстойное заведение в модное молодёжное кафе.

За полвека, прошедших с момента выхода ленты, в отношениях фирм и потребителей мало что изменилось. «Отечественные компании не любят и не умеют слушать своих клиентов», – утверждает Игорь Манн в книге «Фидбэк. Получите обратную связь!». «Почему компании не благодарят людей за отзывы? […] Почему предпочитают тратить уйму денег на маркетинговые исследования, эффективность которых во многом сомнительна, когда достаточно просто воспользоваться глазами и ушами? Увидеть и услышать», – вторит ему Елена Золина. Авторы уверены, что их труд научит отечественных предпринимателей правильно получать обратную связь и пользоваться ею.

Игорь Манн вряд ли нуждается в подробном представлении. Его называют «русским Филипом Котлером», «самым известным маркетёром России», «гуру российского маркетинга», «Игорь “Наше Всё” Манн». По его словам, темой клиентоориентированности он занимается с 2005 года, а маркетингом в целом – более 20-ти лет. Сотрудничал с компаниями Lucent Technologies, Alcatel, Арктел, Konica Corporation, АН МИАН и другими. Написал десять книг, самые известные из которых – «Маркетинг на 100%», «Маркетинг без бюджета», «Точки контакта» (в соавторстве с Дмитрием Турусиным), «Возвращенцы» (с Анной Турусиной). Сейчас является консультантом по маркетингу и партнёром группы компаний «Сила Ума».

Елена Золина, экономист по образованию, работает в сфере маркетинга 12 лет. Реализовала множество проектов в сфере частной медицины, розничной торговли, HoReCa (отели, рестораны, кафе), девелопмента. Преподавала в Российско-Британском институте управления, а с 2014 года является директором по маркетингу розничной сети магазинов формата DIY «СуперСтрой» и «СтройАрсенал». Она убеждена, что постановка сервиса – это «тончайшая, индивидуальная настройка под каждый бизнес, под каждый проект» и называет это «волшебным, но невероятно трудоёмким процессом досконального изучения бизнеса».

В преамбуле к «Фидбэку» Елена Золина пишет, что прошерстила огромное количество русских и английских ресурсов в поисках ответа на вопрос, – какие конкретные измеримые действия должна предпринимать компания, чтобы сделать своих клиентов постоянными и лояльными? «Увы, чаще всего литература по сервису напоминала учебники философии или психологии: заставляла задуматься, настраивала на нужную волну, вдохновляла, но… не давала конкретных инструментов», – признаётся автор.

По этой причине «Фидбэк. Получите обратную связь!» – книга предельно утилитарная и по большому счёту представляет собой справочник. Манн и Золина предложили свой способ классификации каналов обратной связи, разбив их на 9 типов и 46 инструментов. Здесь есть как привычные «книги отзывов и предложений», колл-центры, разделы «контакты» на сайтах, так и пока ещё редко встречающиеся у нас пульты голосования и видеокабинки.

Каждому из этих средств посвящена отдельная глава. Она содержит краткое или развёрнутое описание канала, стоимость и скорость включения, его «фишки», особенности работы и советы, что делать потом. В качестве «изюминки» приводится список сфер, в которых данный инструмент будет работать оптимально, а также советы от тестеров книги. Читателю достаточно просмотреть оглавление, выбрать интересующий раздел или разделы, ознакомиться – и действовать.

Задачу внедрения фидбэка поможет облегчить план проекта по созданию системы управления обратной связью на примере розничной сети магазинов «СуперСтрой» и «СтройАрсенал». Он приведён в Приложении 3.

Остановлюсь особо на ещё одном приложении – «Особые случаи». Оно посвящено «потребительскому экстремизму» (то есть некорректному поведению самих клиентов), а также обратной связи от конкурентов. В первой части тестер Тамара Климова рассказывает о том, как достойно выйти из ситуации с заказчиками, которые специально терроризируют компанию своими несусветными требованиями. Автор второй части Лариса Слободяник разбирает виды фидбэков от соперников и даёт советы о моделях поведения в каждой из ситуаций.

Но есть два момента, которых мне не хватало в «Фидбэке».

Во-первых, как я уже упоминал, это, скорее справочник, чем руководство. Игорь Манн и Елена Золина делают сжатый обзор преимуществ каждого инструмента, не акцентируя внимания на недостатках и «подводных камнях», которые присущи многим из них. Далеко не каждое описание содержит не только плюсы способов, но и минусы. Авторы неоднократно говорят о необходимости обучения персонала, «забывая» упомянуть, что это также входит в стоимость внедрения инструмента. А поиск и тренировка сотрудников, которые будут отвечать за обратную связь (у них должны быть стальные канаты вместо нервов!) подчас занимает годы.

Во-вторых, в книге кое-где встречаются общие советы типа «создайте своё представительство в социальных сетях, где проводит своё время ваша целевая аудитория, наполните его интересным контентом и устанавливайте контакты». Спасибо, Кэп! Такая работа также требует отдельных знаний, навыков и времени – и это довольно значительные затраты.

И всё же книга «Фидбэк. Получите обратную связь!», по моему мнению, должна быть под рукой каждого руководителя. Советы Игоря Манна и Елены Золиной не только помогут сократить миллионные расходы на маркетинг, рекламу, PR, узнать и сделать выводы из мнений клиентов. После её прочтения слова «журналистов Никитиных» «дайте жалобную книгу!» вы наверняка будете слышать всё реже и реже.

Stat анонсировал запуск Google HTML SERP API

На прошлой неделе компания Stat, специализирующаяся в области разработки инструментов поисковой аналитики, объявила о запуске нового продукта для SEO-специалистов – Google HTML...

eMarketer: Индонезия – мировой лидер по использованию Facebook на мобильных устройствах

По данным аналитического агентства eMarketer, Индонезия лидирует среди других стран мира по проценту пользователей, использующих мобильные устройства для посещения социальной...

Microsoft покупает софтверную компанию Revolution Analytics

Microsoft объявил о покупке компании Revolution Analytics, провайдера программного обеспечения и сервисов для статистических расчётов и прогнозной аналитики на базе популярного...

Google оставил пользователей старых версий Android без поддержки в решении вопросов безопасности

Google подтвердил, что он больше не видит смысла в «латании» дыр в безопасности браузеров, включенных в некоторые более ранние версии операционной системы Android

Twitter официально объявил о запуске Переводчика Bing

Twitter объявил о запуске Переводчика Bing в приложениях для iOS, Android и в десктопной версии сервиса...

Pinterest персонализировал поиск по гендерному признаку

Pinterest персонализировал настройки своего Управляемого поиска (Guided Search) по гендерному признаку. Теперь он показывает разные результаты для женщин и мужчин