Формула менеджмента. Практическое пособие начинающего руководителя

«Каждое правило написано кровью», говорят о ПДД. Так и здесь: за каждым советом – шишки, нервы, проваленные планы, обиженные сотрудники и возмущенные начальники… Все шишки были получены лично автором.

«Формула менеджмента» - одна из редких пока книг, написанная от первого лица реально практикующим российским менеджером.

Тимур Дергунов закончил юридический факультет Поморского госуниверситета им. Ломоносова (Архангельск), потом получил диплом Executive MBA в РАНХиГС при Президенте РФ (Москва). Стажировался в University of Cambridge Judge Business School (Кембридж, Великобритания). В прошлом году был включен в рейтинг «Топ-1000 российских менеджеров» ИД «Коммерсантъ» и Ассоциации менеджеров и в число ТОП-250 лучших директоров России по версии журнала «Генеральный директор».

В компанию «Что делать Консалт» Дергунов попал в свое время просто по объявлению: увидел, пришел на собеседование и получил должность специалиста по продажам, именно с нее начался его карьерный рост. Тимур был руководителем дилерского центра и директором по информационному обслуживанию, сейчас он – исполнительный директор «Что делать Консалт». Как он признается в предисловии, «Формула менеджмента» - книга, которую он писал «для себя». В кавычках – так как не для себя сегодняшнего, а для себя десятилетней давности. Дергунов постарался дать в книге именно практические рекомендации для тех, кто только начинает свой путь как управленец.

Глобально автор рассматривает работу менеджера как необходимость сбалансировать совершенно разнонаправленные интересы трех групп: акционеров, сотрудников и собственно предприятия. Ту самую «Формулу менеджмента» Дергунов формулирует так: «лучшим вариантом, то есть задачей менеджера, станет тот, при котором все заинтересованные группы остаются недовольны в минимально возможной степени. Хотя, конечно, «приведение систем к балансу» звучит красивее».

Но это – одна из немногих теоретических выкладок «Пособия». Почти весь текст посвящен практике: как и кого принять на работу, как красиво уволить, что читать (Дергунов приводит перечень из 77 книг, которые желательно прочесть за 5 лет) и как говорить, чем менеджер отличается от лидера и серого кардинала.

Формально Дергунов пишет совершенно банальные вещи: все люди разные, учиться нужно всегда, менеджер должен быть лидером и т.п. В действительности, каждый, кому приходилось становиться начальником, первое время набивал те же шишки.

Допустим, прежний начальник был крикливым хамом и занудой, требовал повторять задание и писать отчеты, его все ненавидели. Значит, молодой менеджер будет сдерживать эмоции, что бы ни происходило, не станет выставлять людей идиотами бесконечными уточнениями, а отчетную писанину - долой! Спустя короткое время молодой менеджер обнаружит, что сотрудники его вполне любят, но… Задания выполняются не так, не те и не тогда, когда он распорядился, кто и чем занят в рабочее время - толком не ясно, и главное – эффективность работы подразделения упала ниже плинтуса. Начнутся попытки закрутить гайки. И это окажется гораздо сложнее, чем продолжай он вести себя как предшественник.

Именно от подобного развития ситуации предостерегает Тимур Дергунов. «Творческая атмосфера и железная дисциплина», призывает он. Обсудив с сотрудником задание, нужно обязательно попросить, чтоб он его повторил. При этом вы убедитесь, что изрядная часть беседы как-то проскользнула мимо его сознания.

Не нужно быть руководителем с «каменным лицом», это не добавит вам силы. Проявляйте эмоции! Они – первый ориентир для сотрудников. Люди любят, когда их хвалят. Не скупитесь на похвалу, это отличный мотиватор, но – хвалите правильно, в зависимости от психотипа собеседника. О недовольстве кем-то при всех – коротко; детально – наедине. В любом случае – без хамства. Даже увольнять нужно, «не сжигая мостов». Простейшие правила поведения в случае конфликтов – «утро вечера мудренее» и «выслушай вторую сторону» помогут избежать серьезных ошибок в управлении. Наказание за нарушение должно быть обязательно, но не раньше, чем через сутки, и не позже, чем через трое.

В целом, для поведения свежеиспеченного менеджера хороши «Советы молодому офицеру» Валентина Кульчицкого, считает Дергунов. Он приводит большую выдержку из этого свода правил царской армии, действующих до 1904 года.

Не смотря на призывы к постоянному обучению, в вопросе коучинга и коучей Дергунов идет жестко против тренда, аргументируя свою позицию практическим опытом. По наблюдениям автора, поработав с коучем, менеджеры становятся менее эффективны, а по сути, прекращают выполнять свою основную работу – принимать решения. Он приводит пример: «окоученный» менеджер вместо ответа на конкретный вопрос молодого сотрудника предлагал тому принять решение самостоятельно. Клиент в это время висел на телефоне…

И все-таки в основе работы менеджера, по мнению Дергунова, лежит не профессиональное, а вполне общечеловеческое качество: уважение. Которое – подчеркиваю – не нужно заслуживать.

«Для того, чтобы начинать строить эффективные взаимоотношения между людьми, нужно … изначально друг друга уважать, - пишет он. - Ведь в первую очередь уважение - это способность услышать и понять другую сторону».

Google Fiber подключает к интернету общественное жилье в Остине

Жилищное хозяйство города Остин начинает программу Разблокировки Связи, чтобы дать цифровую связь 4,3 тысячам жителям общественного жилья

ComScore запускает партнёрскую программу на базе функционала validated Campaign Essentials

Компания ComScore объявила о запуске партнёрской программы на базе функционала validated Campaign Essentials для мобильных устройств

comScore представил аналитику поискового рынка США за октябрь 2014 года

Агентство аналитики comScore опубликовало очередной ежемесячный анализ поискового рынка США comScore qSearch ™ за октябрь 2014 года

Google тестирует предоставление дополнительной информации в выдаче посредством Сети знаний

Эксперт по поисковому маркетингу и основатель The Sem Post Дженнифер Слэг (Jennifer Slegg) заметила, что Google тестирует новый функционал, связанный с предоставлением...

Bing раскрыл техники и факторы мобильного ранжирования

Сотрудник подразделения мобильного поиска Bing Мир Розенберг (Mir Rosenberg) рассказал о некоторых факторах, влияющих на определение мобильной релевантности и ранжирование...

Европейский парламент призывает к разделению бизнеса Google

Европарламент призывает отделить поисковый бизнес компании Google от остальной компании