Сотрудники Федеральной торговой комиссии США (FTC) в 2012 году намеревались подать в суд против Google Inc. за использование антиконкурентных тактик и злоупотребление монополией на рынке поиска.
Действия компании расценивались как принесшие реальный ущерб пользователям и конкурентам. Об этом говорится в «случайно обнародованном» докладе Бюро конкуренции к FTC, рекомендующем Комиссии подать иск в суд против Google.
В начале 2013 года FTC приняла официальное решение закрыть антимонопольное расследование против Google, требуя только небольших изменений в бизнес-практике компании.
Оказывается, определённая группа чиновников внутри Комиссии хотела предпринять более жёсткие меры в отношении Google. По информации The Wall Street Journal, критичный 160-страничный доклад был раскрыт по ошибке в ответ на запрос, основанный на Законе о свободе информации (FOIA).
Отчёт был подготовлен Бюро конкуренции FTC. Это один из многочисленных комплектов данных и рекомендаций, которые были рассмотрены комиссарами FTC, в конечном итоге проголосовавшими против судебного иска к Google в 2012 году. В докладе Бюро конкуренции утверждается, что Google злоупотреблял своей позицией на рынке: «Поведение Google привело – и будет приводить – к реальному ущербу для потребителей и инноваций в поиске и на рекламных рынках».
«Полученные доказательства формируют сложный образ компании, работающей в направлении удержания своей рыночной доли путём предоставления лучшего пользовательского опыта. В то же время, Google использует бизнес-практики, которые принесли ущерб многим конкурентам в отрасли и, вероятно, помогли укрепить монополию компании в области поиска и поисковой рекламы».
В докладе цитируются жалобы TripAdvisor и Yelp к Google по поводу использования их контента на своих местных страницах, которые рассматривались как конкурентные. В конечном итоге, Google удалил этот контент. Тем не менее, в докладе утверждается, что заявление Google о потенциальной необходимости полного удаления контента Yelp и TripAdvisor из поискового индекса было выражением принуждения и злоупотребления властью.
Кроме того, документ содержит ещё несколько интересных деталей. Среди них, по собственным оценкам Google, доля компании на рынке поиска США в 2012 году составляла 69-84%. Для сравнения, по данным comScore, она составляла 65%.
Обнародование доклада FTC, вероятно, усилит аргументы против Google в Европе, где ещё не завершено собственное антимонопольное расследование против компании. Противники Google могут использовать данные доклада, чтобы призвать к более жёстким санкциям против компании.
Главный юрисконсульт Google Кент Уокер (Kent Walker) прокомментировал эту ситуацию редакции WSJ:
«После 19-месячного периода, во время которого были рассмотрены 9 млн страниц документов, и многих часов дачи показаний, сотрудники FTC и все пять комиссаров FTC пришли к соглашению, что нет никакой необходимости принимать меры относительно того, как мы ранжируем и отображаем результаты поиска».
Напомним, что в феврале 2015 года окружной суд США отклонил коллективный иск против Google о монополизации Android, поданный пользователями против Google в мае 2014 года. Истцы не смогли доказать, что ограничительные соглашения Google о распространении мобильных приложений (Mobile Application Distribution Agreement, MADA) с производителями смартфонов приводят к повышению цен на устройства на базе Android.