Будущее поиска: каким будет SEO в ближайшие 10 лет?

Энн Ахола Уорд (Anne Ahola Ward) – постоянный автор блога O'Reilly, исполнительный директор агентства CircleClick Media.

SEO заметно трансформируется. За последний год в поисковом маркетинге случилось такое количество изменений, которое не наблюдалось за все 5 предшествующих лет. Поисковые системы эволюционируют на глазах, впитывая новейшие достижения высоких технологий. Они интегрировали в себя разработки в области искусственного интеллекта, а также элементы дополненной и виртуальной реальности. Столь стремительное усвоение всех наработок во многом отражает специфику взаимодействия пользователей с интернетом.

Для бизнеса это означает лишь одно: все эти изменения компаниям придётся учесть в своей долгосрочной стратегии.

В истории поиска происходят поистине захватывающие события. Подобно тому, как несколько лет назад ноутбуки практически вытеснили с рынка стационарные ПК с автономным системным блоком, wearables сегодня готовы прийти на смену традиционным мобильным устройствам. И это лишь видимые изменения, сам же процесс эволюции будет непрерывным и бесконечным. Владельцам сайтов уже сейчас нужно «ловить волну» и адаптироваться к новой реальности.

Сегодня мы имеем дело не только с традиционным «www» или единством информационных ресурсов с гипертекстовым представлением данных, связанных между собой. В глобальной сети существуют такие реалии, как Social graph и Open graph. Тим Бернерс-Ли (Tim Berners-Lee) советует использовать термин Giant Global Graph (GGG), подчёркивая огромный массив данных, которые существуют в сети в тесной взаимосвязи. Помимо социальных факторов и анализа семантики на первый план сегодня выдвигается мобильный аспект.

Ближайшее будущее SEO связано с мобильным и локальным поиском. Однако на этой стадии развития отрасль будет оставаться недолго. Стремительный рост распространения смартфонов указывает на то, что мир постепенно уходит в мобильный интернет. Не случайно в этом году представители Google объявили о том, что более 100 миллиардов поисковых запросов в месяц совершается с помощью мобильных устройств.

Обращаясь к смартфонам и планшетам, пользователи сегодня мгновенно получают информацию обо всём, что их интересует. И происходит это всегда в нужном месте и в нужное время. Таким образом, доступ к информации онлайн сегодня получает большее число людей, чем это было когда-либо ранее. Гуляя по новому торговому центру, пользователь может мгновенно отыскать нужный товар, а находясь в незнакомом городе, — заказать такси или выбрать подходящий ресторан. Люди постоянно за чем-нибудь охотятся, и в погоне за добычей они неизбежно обращаются к своим смартфонам.

Расцвет мобильного SEO

Сегодня оптимизаторы и владельцы сайтов должны уделять работе с мобильным поиском столько же времени, сколько и адаптации ресурсов под веб-версию выдачи. И всё-таки пока ещё большая часть представителей бизнеса пренебрегает оптимизацией своих ресурсов под мобильные устройства. Это крайне недальновидно, ведь в наши дни немалый процент покупок совершается со смартфонов.

Чтобы успешно существовать в условиях новой реальности, маркетологи должны выработать кросс-платформенное мышление. Но и этого уже недостаточно: важно адаптировать свои ресурсы под все существующие форматы экранов, анализировать поведение пользователей, их перемещение между устройствами и площадками, осуществлять качественную аналитику и измерение показателей. Что касается маркетинговых стратегий, то они должны охватывать как мобильный интернет, так и традиционный веб. Все устройства и платформы связаны между собой, и это не может отразиться на общей инфраструктуре поиска.

Мобильная выдача отличается от десктопной

Первое, что следует понимать: продвижение в мобильном поиске заметно отличается от работы с веб-поиском. Пользователи мобильных адресуют системе лишь четверть запросов. Все остальные действия, включая тот же поиск, они совершают на сайтах брендов или в приложениях.

Результаты мобильной выдачи также разительно отличаются от десктопных. Во многом этому способствует запуск системой Google алгоритма «Колибри». Теперь поисковик формирует результаты выдачи по-новому. Алгоритм понимает значение пользовательских запросов и ранжирует их с учетом контекста и взаимосвязей сущностей. Аналогичным образом «Колибри» распознает «мобильные запросы» и показывает в выдаче исключительно содержимое сайтов, оптимизированных под мобильные устройства. Сегодня в 62% случаев в органической выдаче Google показываются разные результаты для смартфонов и десктоп-версии поиска. В дальнейшем этот разрыв будет только увеличиваться. Так что, владельцам бизнеса стоит всерьёз задуматься о мобильном юзабилити своих ресурсов.

Мобильный поиск всегда локален

Большинство запросов в мобильном поиске носит локальный характер. Это обусловлено тем, что пользователи нередко ищут те или иные товары и заведения, находясь в пути. Поэтому очень важно предоставлять своим клиентам в мобильной выдаче информацию о работающих филиалах, которые располагаются неподалёку от них.

Свежая статистика от Google гласит: около четверти потребителей, которые искали заведение при помощи мобильного, в течение 24 часов добираются до него.

Это свидетельствует сразу о нескольких трендах:

  1. Пользователи, которые ищут магазин при помощи мобильного, намерены посетить его.
  2. Осуществляя мобильный поиск заведения, человек не планирует совершать покупки онлайн.

Также представители Google сообщают, что сегодня более четверти мобильных пользователей рассчитывают, что им будет показываться реклама с узким геотаргетингом. Нередко владельцы смартфонов, кликают по кнопке с телефоном и адресом заведения только потому, что объявление соответствует их текущему местонахождению. На такие действия приходится до 2/3 пользовательской активности. Также в случаях особой заинтересованности владельцы смартфонов и планшетов могут копировать адрес компании для добавления в поисковую строку мобильной версии Google.

Голосовой поиск — в тренде

Стремительное и повсеместное распространение голосового поиска стало ещё одним «побочным» эффектом роста популярности мобильных устройств. Сегодня к голосовым запросам обращается на 50% больше пользователей, чем год назад. В прошлом году процент применения голосового поиска увеличился с 0% до 10%. Общее число голосовых запросов к концу 2015 приблизилось к 50 миллиардам в месяц.

На конференции I/O 2016 представители Google сообщили, что в наши дни не менее 20% всех запросов — голосовые. В мае 2016 разработчики Bing отчитались о том, что более 25% запросов к Windows 10 также являются голосовыми.

Во многом столь стремительный рост популярности этого вида поиска обусловлен активным развитием мобильных ассистентов Siri, Google Now и Cortana. Голосовые помощники становятся посредниками между пользователем и основным поиском.

Голосовой поиск сегодня поддерживает естественный язык запросов и не перестает совершенствоваться. Крупнейшие корпорации делают большую ставку на эти технологии, применяя новейшие разработки в области искусственного интеллекта. И сегодня ассистенты способны поддерживать с пользователем полноценный диалог, отвечая на самые разные вопросы. Ещё год назад это было невозможно. Так, например экспериментальный проект Viv, созданный разработчиками Siri, способен без ошибок отвечать на спонтанные вопросы, такие как «Был ли дождь в Сиэтле 3 дня назад?».

Это означает лишь одно: в скором времени пользователи мобильных перестанут вводить запросы с клавиатуры; а запросы, наподобие: «Где купить красные женские туфли за 100 долларов?» — будут адресованы не поисковому приложению и даже не мобильной версии поиска, а мобильным ассистентам. Ещё один тренд, связанный с распространением голосового поиска, рост числа диалоговых запросов, для удовлетворения которых системам потребуется владеть широким спектром контекстуальной информации и данных о пользователе.

Будущее SEO

На самом деле, эволюция поиска только начинается. Такие термины, как дополненная и виртуальная реальность стали сегодня расхожими выражениями, однако мало кто действительно понимает, как плотно они интегрировались в интернет-реальность. Оптимизаторы должны пристально следить за всеми нововведениями, чтобы не упустить момента, когда пользователи начнут взаимодействовать с поиском при помощи принципиально иных устройств. К примеру, используя шлемы виртуальной реальности.

Дополненная реальность

Эта технология не такая уж новая: инженеры и программисты трудятся над концепцией, как минимум, 10 лет. Однако сегодня она получила заметное развитие. Согласно некоторым исследованиям, в ближайшие годы дополненная реальность будет оказывать влияние буквально на все аспекты человеческой жизни. Объёмы рынка разработки технологии в ближайшие годы приблизятся к $600 млрд.

Хотя, устройства, созданные на базе технологии, такие как Microsoft Hololens, — явление относительно новое, технология имеет все шансы прийти в SEO быстрее, чем кажется. С появлением новых гаджетов пользователи больше не захотят ходить по ссылкам в SERP Google: они будут активно взаимодействовать с объектами и реалиями окружающей действительности, и ожидать немедленного предоставления ответов на все запросы. Все это позволяет сделать вывод о том, что новая парадигма SEO зарождается уже сейчас.

Отличный пример — локальная выдача Google, и то, что компания делает в рамках программы «Мой бизнес». Как только у пользователей появится соответствующая потребность, поисковая система начнёт показывать им исчерпывающую информацию по каждому из заведений, включая внутренние интерьеры и товары. Чем больше данных о своих компаниях владельцы бизнеса передадут поисковику сейчас, тем большую отдачу получат в дальнейшем.

Геолокация — это ещё одна невероятно эффективная возможность, способствующая тому, чтобы потенциальный покупатель быстро и легко отыскал заведение. В ближайшем будущем экосистема поиска будет доступна пользователю всегда и везде, что заметно обострит онлайн-конкуренцию между локальными заведениями.

Виртуальная реальность

Этот тренд станет одним из самых заметных и очевидных в ближайшие годы. И хотя поиск эволюционирует постоянно, виртуальная реальность заметно поменяет расстановку сил в сегменте. Не исключено, что радикальным образом трансформируются все вертикали поиск.

Развитие технологии бросит новые вызовы интернет-маркетологам, одновременно с этим предоставив невероятно широкие возможности. Люди больше не будут читать длинные и утомительные обзоры товаров, зато будут охотно смотреть сферическое видео об этих продуктах, дополненные рекомендациями других потребителей.

Чтобы выжить в новой реальности, специалистам нужно всерьёз задумываться о таргетинге в социальных медиа. Поскольку этот аспект не только не исчезнет, но и станет ещё более актуальным, чем прежде.

Сегодня важно «выгрузить» в глобальную сеть максимальное количество контента, с которым пользователи будут впоследствии взаимодействовать уже в виртуальной реальности. Это может быть размещение обзоров на соответствующих ресурсах, участие в различных сообществах. Бренду также важно создать такую виртуальную площадку, где пользователи могли бы ближе знакомиться с ассортиментом товаров и получать информацию о новых поступлениях и акциях. Полезно создавать интерактивные приложения, построенные по принципу «поиграй со мной». Это не только повысит интерес потенциального клиента к продукту или услуге бренда, но и подготовит контент для последующей интеграции с технологиями виртуальной реальности.

По данным SuperData Research, объём рынка потребительских технологий VR в ближайшие годы достигнет $5,1. В то время как в 2015 году он составлял всего $660 млн. Технология будет активно развиваться в дальнейшем и представителям SEO важно готовиться к изменениям уже сегодня.

Ещё одна невероятно важная особенность технологий виртуальной реальности заключается в том, что они способны обеспечить полный эффект присутствия на каком-либо массовом мероприятии, избавляя человека от проблем, связанных с покупкой билета, и необходимости добираться до места проведения. Организаторы ивентов могут применять эти технологии с пользой для себя, заметно увеличивая зрительскую аудиторию. Доступ к событию, которое раньше мог посетить только один человек из нескольких тысяч, теперь открыт для миллионов. Предпринимателям лишь остаётся научиться извлекать из этой технологии выгоду.

Без сомнения, полное проникновение перечисленных технологий в жизнь массового пользователя произойдет не раньше, чем через 10-15 лет. Аналогичная ситуация наблюдалась и с распространением интернета. Однако после того как разработки будут усвоены рядовыми пользователями, они прочно войдут в жизнь общества.

Ожидание изменений всегда пугает. Но если начать готовиться к ним сегодня, можно получить невероятные преимущества перед конкурентами, когда эта новая реальность, наконец, наступит.
Источник: SearchEngineJournal.com
preview Значимые изменения на рынке digital сегодня и завтра

Значимые изменения на рынке digital сегодня и завтра

Индустрия маркетинга резко изменилась за последние пятнадцать лет...
preview Moz: голосовой поиск и его влияние на SEO

Moz: голосовой поиск и его влияние на SEO

Рэнд Фишкин (Rand Fishkin) — генеральный директор Moz, постоянный спикер крупнейших мировых конференций, посвященных SEO и маркетингу в интернете
preview 5 прогнозов о будущем приложений и SEO

5 прогнозов о будущем приложений и SEO

Ларри Олтон (Larry Alton) – постоянный автор блога SEMrush, независимый бизнес-консультант. Приложения захватили весь мир
preview Высокие технологии + креатив = новая реальность интернет-маркетинга

Высокие технологии + креатив = новая реальность интернет-маркетинга

Опыт крупных брендов показывает, что совсем скоро под контент-маркетингом специалисты начнут понимать совершенно иные вещи
preview Фёдор Вирин: «Мы не отстаем от Запада и не опережаем его»

Фёдор Вирин: «Мы не отстаем от Запада и не опережаем его»

Во время своего выступления на YaC/m 2016 основатель компании Data Insight Фёдор Вирин поделился результатами сравнительного исследования рынков рекламы в США и России
preview Блокировщики рекламы: борцы за свободу пользователей или реальная угроза для рынка?

Блокировщики рекламы: борцы за свободу пользователей или реальная угроза для рынка?

Блокировщики рекламы никогда не получат массового распространения среди пользователей. Поэтому, вопреки всем пугающим прогнозам, их нельзя считать реальной угрозой для рынка