Gemius: веб-тенденции в Беларуси, Казахстане и Украине

8

Gemius опубликовал исследование русскоязычного интернет-рынка. Как известно, Россия является ключевым рынком роста интернета, а также имеет самую большую пользовательскую базу в Европе. Что происходит в Беларуси, Казахстане и Украине? Как влияет российский цифровой прогресс на соседние страны? Похожи ли эти рынки или отличаются от цифрового ландшафта остального земного шара?

Россия по-прежнему является крупнейшим русско-говорящим интернет-рынком с 67 миллионами пользователей. Тем временем соседние страны — Белоруссия, Казахстан и Украина — переживают свои цифровые эволюции.

Согласно Gemius, в Беларуси уровень проникновения интернета достиг 71% по сравнению с 58% два года назад. Количество интернет-пользователей достигло 5 миллионов.

Для сравнения: в Казахстане выходит в интернет 54% населения — около 6,7 миллиона пользователей. Украина имеет несколько меньшее проникновение — 52% населения (по сравнению с 42% два года назад), насчитывая более 17 миллионов активных пользователей.

Как и в России, казахский и украинский онлайн-пейзаж составляют большей частью женщины в возрасте до 35 лет. В Казахстане 53% пользователей – женщины, 65% из которых младше 35 лет, в то время как среди украинских пользователей 52% женщин, из которых 56% младше 35.

В Беларуси интернет-аудитория состоит поровну из мужчин и женщин, более половины из которых (55%) младше 35 лет.

Таким образом, русскоязычный интернет представляют 28,7 миллиона в большей мере молодых белорусов, казахов и украинцев. Похоже ли их поведение на российских пользователей и друг на друга?

Данные Gemius свидетельствуют о том, что топ-10 веб-сайтов среди беларусских пользователей составляют известные российские сайты: электронный портал Mail.ru занял второе место (3 миллиона пользователей), поисковая система Яндекс — четвертое место (2,56 миллиона пользователей), социальные сети VK.com и Одноклассники — на третьем и седьмом местах (2,64 и 1,45 миллиона пользователей соответственно). В топ попали также американские Google, YouTube и Википедия.

Лидирующими сайтами в Украине являются те же крупные российские сайты (Mail.ru, VK.com и Яндекс) и несколько американских сайтов (Google, Википедия и Facebook).

Топ-10 казахстанских сайтов не включает американские сайты. Mail.ru и My.Mail.ru заняли первое и второе места (с 5,4 и 3,46 миллиона соответственно), российская социальная сеть Одноклассники – третье место (1,54 миллиона пользователей). Остальные сайты в десятке являются отечественными казахстанскими ресурсами, как портал Nur.kz и площадка автомобильных объявлений Колеса.

При всем сходстве, рынки развиваются совершенно уникальными способами. Следует отметить, что Казахстан может похвастаться проникновением 54% и большим потенциалом роста, а также доминированием казахстанских веб-ресурсов.

Украина также увеличивает интернет-проникновение, но ее топ-сайты похожи на аналогичный список в Беларуси и самой России: смесь крупных российских и американских имен, предлагающих поиск, социальные и информационные услуги.

Признавая влияние России на цифровые рынки Беларуси, Казахстана и Украины, стоит воспринимать российский цифровой рынок с точки зрения не одной страны, но группы рынков.

С примерно 100 миллионами интернет-пользователей в целом, эти четыре рынка крупнее, чем рынок Центральной Америки, и сопоставимы со всем Ближним Востоком. Цифровой пейзаж России продолжает развиваться, поэтому в 2015 году белорусские, казахские и украинские пользователи будут использовать все большее количество российских интернет-служб.

За год доля интернет-пользователей в России не изменилась и по-прежнему составляет две трети граждан (66%). Об этом сообщил Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), основываясь на данных опроса. Наиболее активную аудиторию составляют 18-24-летние (84%), высокообразованные (66%) и материально обеспеченные (58%) москвичи и петербуржцы (55%).