Гениально! Инструменты решения креативных задач

В обыденной трактовке творчество – это некий таинственный процесс, доступный лишь отдельным индивидуумам. «Наитие», «вдохновение», «озарение», «крыло музы» – эти тонкие, неподвластные влиянию, материи шаблонно соотносятся с людьми «творческих» профессий: художниками, поэтами, актёрами… Дизайнерами в лучшем случае. В экономике же, бизнесе или политике мы привыкли полагаться на анализ накопленных данных, а верхом креативности считать «мозговой штурм». Британский психолог и писатель Эдвард де Боно опровергает этот стереотип.

«Творчество – это не мистический дар, которым обладают лишь избранные. Латеральное мышление – вид творчества, которым может овладеть каждый», заявляет автор книги «Гениально! Инструменты решения креативных задач».

«Латеральное мышление» – это придуманное им почти полвека назад определение, которое и означает отказ от взглядов на творчество как нечто неясное и мистическое. Этот термин официально внесён в Оксфордский словарь английского языка, и благодаря ему была создана новая концепция, принёсшая успех Олимпийским Играм 1984 года в Лос-Анджелесе. Сам же доктор де Боно преподавал в Оксфорде, Кембридже, Лондоне и Гарварде, написал нескольких десятков книг, которые переведены на двадцать пять языков, а также основал Международный творческий форум. С которым сотрудничают крупнейшие корпорации мира, включая шведскую Ericsson, голландскую Heineken, американскую DuPont, Shell, BP, Unilever, Procter & Gamble и др.

В книге «Гениально! Инструменты решения креативных задач» де Боно продолжает развивать мысль о шаблонах творчества, начатую в его предыдущих работах. Однако нынешний труд более детально описывает латеральное мышление и его применение на практике.

Книга состоит из трёх основных частей. В первой автор обосновывает необходимость творческого мышления и демонстрирует практические области его приложения. При этом де Боно подчёркивает, что его подход предназначен в первую очередь для деловых людей, полезен для разработки новых приносящих выгоду идей и достижения успеха в мире бизнеса. Соответственно стиль и язык книги идеально подходит для предпринимателей и руководителей, которые ищут ответы на вопрос «как придумать новые успешные концепции и направления?».

Во второй части подробно описаны инструменты латерального мышления и особенности их использования. Пусть вас не удивляют довольно экстравагантные названия: «метод шести шляп», «метод прядения нити», «веер концепций» или «метод случайного входа». При ближайшем рассмотрении одни достаточно утилитарны, то есть вполне применимы на практике. Включая и парадоксальные на первый взгляд «провокационные идеи»: у машин должны быть квадратные колеса; самолёты должны приземляться вверх ногами; письма должны заклеиваться после того, как их опустят в почтовый ящик. Автор наглядно демонстрирует, что из такого, казалось бы, абсурда можно извлечь реальную выгоду.

Кроме того, де Боно настаивает: «Творческие идеи – такой же важный элемент бизнеса и производства, как сырье, технология, патенты, дизайн или энергия… Даже в том случае, если мы не собираемся использовать идею в дальнейшем, её нужно трактовать формально, как любой другой продукт». В своих работах он неоднократно говорит о важности создания специальных отделов для обеспечения новых организационных концепций роста и расширения компаний. В книге «Гениально!» этому посвящён весь третий раздел.

Последняя часть, «Приложения», согласно замыслу автора, удобна для повседневного упражнения в креативности. Сюда отдельно вынесены

  • методы латерального мышления;
  • замечания об их использовании;
  • сбор урожая и составление перечня;
  • перечень толкования идей.

Как я уже упоминал, ««Гениально! Инструменты решения креативных задач» является квинтэссенцией двух предыдущих книг Эдварда де Боно. Однако в них заложен теоретический фундамент его разработок, здесь же даны практические рекомендации по их воплощению. «Логика» творчества, согласно де Боно, это логика шаблонных систем безо всякой таинственности, и секрет креативности не хранится в чёрном ящике с надписью «это происходит здесь». «Сущность творчества (или, более точно, латерального мышления) доступна пониманию каждого», утверждает он.

Вы можете проверить это.

Американские ритейлеры не спешат использовать Apple Pay

Большинство из 100 крупнейших американских ритейлеров не используют Apple Pay и не намерены использовать в этом году

Pinterest дал пользователям возможность указать в профиле любой пол

Pinterest приобрёл репутацию сервиса, направленного преимущественно на женскую аудиторию

Google меняет свой курс в Европе

Стремясь улучшить свой имидж в глазах европейских регуляторов, Google немного изменил свой курс. Компания была вынуждена занять более скромную и примирительную позицию в Европе

Bing Ads обновил главную страницу аккаунта

Разработчики сервиса контекстной рекламы Bing Ads обновили главную страницу аккаунта, сделав ее похожей на AdWords...

Google запустил Brand Lift для мобильного приложения YouTube

Google запустил измерение Brand Lift (повышения узнаваемости бренда) для объявлений, показанных в мобильном приложении YouTube

Владельцы радиостанций против использования своих брендов на сервисе Яндекс.Радио

Медиахолдинг «Европейская медиагруппа» (ЕМГ), которому принадлежат радиостанции «Европа плюс», «Ретро FM» и «Дорожное радио», запретил Яндексу использовать эти бренды в недавно...