Главный рубильник. Расцвет и гибель информационных империй от радио до интернета

Для такого неизлечимого книгомана, как я, электронный ридер – это практически дар богов. И в первую очередь из-за одной чисто утилитарной функции: он позволяет не переживать о том, что книга, которую можешь после и не взять в руки, займёт место на полке, накапливая килограммы и сантиметры пыли. А вот удалять из «читалки» эти «одноразовые» тексты не жалко, и потому большинство сочинений я приобретаю в электронном виде. Большинство – но не все. Работы, к которым хочется вернуться, перечитать полностью или перелистать отдельные места, покупаются в «традиционном» бумажном виде. И книга Тима Ву «Главный рубильник. Расцвет и гибель информационных империй от радио до интернета» относится именно к таким.

Издатели позиционируют этот труд как бизнес-литературу, но на деле определить его жанр довольно сложно. Я бы назвал эту книгу историческим документальным триллером или аналитическим приключенческим романом о становлении, развитии, крахе и возрождении медиа-империй за 135-летнюю историю «коммуникационного бума».

«Сначала чье-то хобби, потом – чей-то бизнес. Сначала хитроумная штука, сделанная на коленке, затем – чудо массового потребления. Сначала канал, открытый всем, а потом – источник, жестко контролируемый единственной корпорацией или картелем. Словом, открытая система становится закрытой. Этот путь настолько привычен, что кажется неизбежным. (…) С течением времени закрытая индустрия может снова открыться, давая место самым разным техническим возможностям и средствам выражения. А затем предпринимаются новые попытки её закрыть», – пишет Тим Ву, имея в виду телефон, радио, кино, телевидение и, в конечном итоге, интернет. Не мудрствуя лукаво, автор называет колебания информационного бизнеса между открытостью и закрытостью Циклом, и прослеживает это явление на примере таких корпораций, как AT&T, NBC, CBS и CNN, киномонстров вроде Warner Bros. или Paramount (и всего Голливуда в целом), а также Apple, Microsoft, Google и других. Каждая страница книги свидетельствует о тщательных исследованиях, проведённых Ву, а его анализ и выводы ярки и одновременно удивительны.

Описывая то, как маленькие стартапы превращались в гигантские монополии и олигополии, как терпели поражения и обращали в свою пользу удачи, боролись с оппозицией, лоббировали свои интересы и сотрудничали с правительствами, разрастались и затем терпели принудительное раздробление; исследуя эффект Кроноса (когда компания, подобно античному богу, старается проглотить своего потенциального преемника ещё на этапе становления); повествуя о бескомпромиссных конкурентных войнах, а также удушении ростков прогресса, автор остаётся абсолютно нейтральным. Беспристрастно, но красочно он излагает интереснейшие факты. Например, как религиозные организации в 40-х – 60-х годах прошлого века держали весь Голливуд в цензурной ловушке, которую киношники сами же и создали. Или как телефонный монстр AT&T «хоронил» открытия, сделанные учёными из его же структурного подразделения Bell Labs (в частности, это относилось к прототипу автоответчика, который был изобретён ещё в 1934 году – компания посчитала, что из-за него потребители будут реже пользоваться телефоном). И, вместе с тем, создатели корпораций у Тима Ву – не абстрактные исторические деятели или злодеи из «бондианы», а живые люди, чьими поступками руководило не только стремление нажиться и властвовать, но и служить обществу.

Анализируя то, как информационная индустрия в течение XX века раз за разом проходила по всем этапам Цикла, Ву подводит читателя к выводу, что теперь такое, казалось бы, децентрализованное и демократическое явление как интернет, также может стать закрытой областью общественных коммуникаций. Одной из угроз автор называет… компанию Apple – производителя персональных компьютеров, iPod’а, iPhone’а и iPad’а, набирающих стремительную популярность. «Потребители не замечают самого важного. Эти чудеса техники задуманы в первую очередь для того, чтобы облегчить потребление, а не творение нового – вот суровая реальность. Поэтому они закрыты так, как никогда не был закрыт персональный компьютер», – поясняет Ву. Таким образом компания ограничивает вероятность «подрывных» открытий, могущих пошатнуть её позиции. И вместе с тем исследователь утверждает: «…как и в прошлые времена, потребители в целом, видимо, готовы терпеть немного диктаторства ради комфорта и счастливы, что Apple отделяет за них зерна от плевел».

Панацеей от создания очередной закрытой информационной империи Тим Ву считает «Принцип разграничения» – понятие, подобное тому, что создаёт дистанцию между законодательной, судебной и исполнительной властью (подчеркну – за границей!) или разделение церкви и государства (там же).

И всё же финальная глава, посвящённая интернету, остаётся открытой. Неизвестно, проследует ли Всемирная сеть по всем этапам Цикла или «главный рубильник» уже переключён, и мир никогда не будет прежним. Однако, исходя из исторического опыта, Тим Ву призывает читателя «защищать себя от воли тех, кто стремится к доминированию над ресурсами, без которых мы не можем обойтись», – и таким образом обеспечить свою политическую и экономическую независимость, свободу творчества, инноваций и прогресса.

«Информационный век дал нам выбор. Но если мы не воспользуемся моментом, чтобы уберечь свою свободу и самостоятельность, то у нас уже не останется права винить в потере тех, кто может обогатиться, забрав их у нас так, как предсказывает история», – подводит черту автор.

Пожалуй, я куплю бумажный экземпляр этой книги. И не один – ещё несколько подарю друзьям. Они оценят.

Google готовится к открытию сети магазинов

В преддверии выпуска первых моделей Google Glass для разработчиков, Google откроет магазины, в которых потенциальные покупатели смогут посмотреть и попробовать устройства...

Google попросил журналистов не называть проблемы Google Play «брешью»

Австралийский журналист выпустила статью про уязвимость магазина приложений Google Play

Рекламная сеть Вконтакте расширит настройки таргетирования

ВКонтакте рассматривает возможность расширения настроек таргетирования на основании различных данных: помимо данных, введенных пользователем в собственном профиле, могут быть...

Ringostat — новый сервис статистики по звонкам от Netpeak

15 февраля была представлена для публичного использования разработка Ringostat, которая раньше была доступна только для клиентов компании Netpeak

Еще один сервис по накрутке поведенческих факторов - от Megaindex

15 февраля начато открытое бета-тестирование нового сервиса по накрутке поведенческих факторов от Megaindex

Наша реклама на вашем метеорите: контекст или вирус?

Сегодня примерно в 9:20 в Чебаркульское озеро упал метеорит. Шутить по этому поводу люди начали сразу, даже не разобравшись, что толком произошло