Автор: Люсинда Саусерн, старший журналист издания Digiday UK.

По данным Financial Times, Google грозит штраф в размере более 1 млрд евро за злоупотребление доминирующей позицией на рынке поиска в Европе.

Вот краткое изложение последних событий.

Суть дела

  • Ожидается, что в ближайшие недели Еврокомиссия – орган ЕС, отвечающий за внедрение и исполнение законодательства, официально обвинит Google в использовании своей рыночной позиции для продвижения сервиса Google Shopping и собственных продуктов в товарном поиске.
  • Расследование длилось семь лет. За период с 2013 по 2014 год бывший еврокомиссар по вопросам конкуренции Хоакин Альмуния три раза пытался урегулировать это дело с Google. Однако оппоненты компании отклонили предложенные ею изменения.
  • Изначально расследование охватывало более широкий круг вопросов. Помимо Google Shopping, чиновники проверяли и другие вертикали поиска Google, такие как Карты и туристический поиск.
  • Нынешний еврокомиссар по вопросам конкуренции Маргрет Вестагер, заняв этот пост в 2014 году, сосредоточила своё внимание на сервисе Google Shopping. Ранее Вестагер уже проявляла жёсткость в антимонопольных делах. В 2016 году она наложила штраф в размере 13 млрд евро на компанию Apple за незаконную госпомощь, ещё 5 млн евро штрафа получили пятеро европейских производителей грузовиков.
  • В прошлом Google сталкивался с антимонопольными обвинениями со стороны Федеральной торговой комиссии США, однако оштрафован не был.
  • На уровне отдельных стран у Google были проблемы с властями Испании и России.
  • Дело о товарном поиске – это первая из трёх претензий в адрес компании, которые расследуются на уровне Европы.

Ключевые цифры

  • Согласно FT, потенциальный штраф может составить максимум 10% от выручки компании за 2016 год и до 30% выручки Google Shopping, умноженных на количество лет, на протяжении которых имели место нарушения.
  • В 2016 году совокупные доходы Alphabet составили €80 млрд ($90 млрд).
  • По данным Net Market Share, доля Google на мировом рынке десктопного поиска равна 78%.

Последствия

Если Еврокомиссия решит, что Google действительно злоупотребил рыночной позицией, то компании нужно будет привести свой поиск в соответствие с антимонопольным законодательством.

Какие вертикали будут затронуты – только Google Shopping или также Карты и туристический поиск, будет зависеть от точной формулировки решения.

Предполагается, что если решение будет принято не в пользу Google, компания оспорит его в суде и откажется от выплаты любого штрафа, пока будет рассматриваться апелляция. Поскольку расследование продолжается, пресс-службы Google и Еврокомиссии не будут комментировать эту ситуацию.

Как вариант, Google может закрыть сервис Google Shopping в Европе. Однако не стоит ожидать, что это произойдёт в ближайшее время. По мнению партнёра юридической фирмы Lewis Silkin Оливера Фэйерхерста, он может просуществовать ещё четыре или пять лет.

Фэйерхерст считает, что сложившаяся ситуация выгодна конкурентам Google. Они смогут сослаться на решение Еврокомиссии, чтобы в частном порядке потребовать от компании возмещения убытков. Они также смогут конкурировать с Google на собственных платформах. «Для европейских технологических компаний игра может перейти на следующий уровень, что позволит им догнать Google», отметил юрист.

Мнение издателя

Как и следовало ожидать, некоторые издатели рады оценить, злоупотребил ли Google своей рыночной позицией. Генеральный директор News Corp Роберт Томсон в своей недавней речи сослался на январские данные о том, что в результатах поиска Google Shopping преобладали собственные продукты компании (на данный момент это уже не так) и заявил:

«Что это говорит нам о манипулированности, гибкости алгоритмов? В нынешнюю эпоху, когда главенствующая роль принадлежит дистрибьюторам контента – эпоху дуополии, существующей за счёт создателей контента, новостных организаций, подобных нашей – справедливо сказать, что Всемирная паутина не эволюционировала так, как большинство цивилизованных людей ожидали лет 15 тому назад».

Если посмотреть шире

«Этот случай является революционным, поскольку ранее Google не был вынужден глубоко заниматься антимонопольными проблемами. Это будет первый раз, когда Google должен будет внести значительные изменения в свой сервис и в то, как работает поиск»,  — считает Рошель Топленски, корреспондент Financial Times в Брюсселе.

Европейские регуляторы проделали большую работу, приняв меры в отношении американских ИТ-компаний. Но вполне вероятно, что эти громкие дела против Google, Apple и Facebook получают больше внимания, чем более мелкие нарушения антимонопольного законодательства в Европе.

«Доминирующие компании должны быть доминирующими, чтобы они могли злоупотребить своей главенствующей позицией», — отмечает Фэйерхарст.

Юрист также привёл аргумент в защиту Google. По его мнению, сервис Google Shopping изначально был проконкурентным: добавление этой функциональности в поиск предоставило пользователям больший выбор продавцов.

ИСТОЧНИКDigiday UK
Редактор-переводчик. Специализируется на западном интернет-маркетинге и SEO. Освещает события в этой области с 2014 года.

Прокомментировать

Оставьте первый комментарий!

Notify of
wpDiscuz