Как часто Google обновляет свой алгоритм?

Автор: Питер Мейерс (Dr. Peter J. Meyers) – научный сотрудник Moz, известный западный эксперт по поисковому маркетингу

В 2018 году Google внёс 3234 улучшений в работу поиска. Это более чем в 8 раз превышает то количество обновлений, о котором компания сообщала в 2009 году – менее десяти лет назад. В среднем разработчики внедряют около 9 изменений в день.

Как обновления алгоритма эволюционировали в течение последних десяти лет, и как мы можем следить за всеми ними? И стоит ли даже пытаться это делать?

Для начала, ниже – данные по числу обновлений в год, подтверждённые Google:

  • 2018 – 3234 «улучшений»
  • 2017 – 2453 «изменений»
  • 2016 – 1653 «улучшений»
  • 2013 – 890 «улучшений»
  • 2012 – 665 «запусков»
  • 2011 – 538 «запусков»
  • 2010 – 516 «изменений»
  • 2009 – 350–400 «изменений»

Подтверждённых данных за 2014-2015 год у нас, к сожалению, нет.

Краткая история подсчёта обновлений

Впервые мы [Moz] заинтересовались этими данными весной 2010 года, когда бывший глава команды по борьбе с веб-спамом Google Мэтт Каттс (Matt Cutts) заявил, что в среднем Google запускает 350-400 обновлений в год. Хотя он не назвал точную цифру, информация о примерно одном апдейте в день – тогда как SEO-специалисты отслеживали около десятка обновлений – повергала в шок.

Осенью 2011 года Эрик Шмидт (Eric Schmidt) был вызван для дачи показаний в Конгрессе США. В своей речи он впервые озвучил точные данные о количестве тестов и изменений в Google, которые шокировали ещё больше:

«Чтобы дать вам представление о масштабе тех изменений, которые вносит Google, в 2010 году мы провели 13 311 оценок точности, чтобы увидеть, повысили ли предлагаемые изменения качество результатов поиска; 8157 параллельных экспериментов, в которых были представлены два набора результатов поиска для группы тестировщиков; и 2800 оценок кликов, чтобы увидеть, как небольшая выборка реальных пользователей Google отреагировала на эти изменения. В конечном итоге этот процесс привёл к 516 изменениям, которые были определены как полезные для пользователей и, следовательно, были внедрены в алгоритм Google».

Позже компания раскрыла эти данные на странице «Как работает поиск». К сожалению, сведения за первые годы доступны только через Internet Archive, но вот скриншот за 2012 год:

При этом стоит отметить, что Google использует слова «запуски» и «улучшения» как в некоторой степени взаимозаменяемые. На диаграмме выше мы видим, как за два года количество оценок точности (изменений, показываемых оценщикам) выросло из 13 311 до 118 812.

Алгоритм Google «нагревается»?

Поскольку MozCast отслеживает один и тот же набор ключевых слов практически с самого начала сбора данных, мы можем проводить некоторые долгосрочные сравнения. Так, график ниже показывает температуру поисковой выдачи Google за последние 5 лет.

Обратите внимание, что изначально (в начале 2012 года) система была настроена на среднюю температуру в 70°F. Чем краснее планка, тем выше температура.

На графике диапазоны температур не являются фиксированными. Вместо этого мы разделили их на восемь примерно одинаковых сегментов (т.е. они представляют одинаковое количество дней).

Тренд довольно чётко виден: последняя половина этого 5-летнего периода была определённо более «горячей», чем первая. Однако, хотя тенденция к «потеплению» очевидна, стабильного роста, который можно было бы предположить, исходя из количества обновлений, не наблюдается. Вместо этого мы видим резкий сдвиг осенью 2016 года и очень жаркое лето 2017-го. При этом в последнее время мы наблюдаем признаки «похолодания» в выдаче.

Ниже приведены средние и медианные значения для каждого года (данные за 2014 и 2019 годы – неполные):

  • 2019 – 83,7° / 82,0°
  • 2018 – 89,9° / 88,0°
  • 2017 – 94,0° / 93,7°
  • 2016 – 75,1° / 73,7°
  • 2015 – 62,9° / 60,3°
  • 2014 – 65,8° / 65,9°

Также обратите внимание, что ранжирование в поисковых системах является «шумным» процессом, поэтому коэффициенты ошибок могут быть высокими (что затрудняет интерпретацию ежедневных изменений). При этом разница между 2015 и 2017 годом явно значительна.

Можно ли говорить о 9 обновлениях в день?

Нет, только о 8,86 – так звучит лучше? Понятно, что это не то, что вы хотели бы услышать. В 2009 году Мэтт Каттс поделился интересной информацией:

«Мы можем пакетировать [изменения алгоритма] и раз в неделю ходить на собрание, где мы говорим о 8, 10, 12 или 6 разных вещах, которые мы хотели бы запустить. После того, как они получают одобрение, мы отправляем их в “производство”».

В 2016 году мы провели исследование изменений алгоритма Google, которое выявило очевидные недельные паттерны обновлений. С точки зрения разработки ПО, это имеет смысл – обновления должны быть одобрены, после чего их можно запускать пакетами. Поэтому, хотя измерение средних дневных значений может помочь лучше проиллюстрировать темпы изменений, в реальности Google может осуществлять изменения совсем по-другому.

Все ли обновления имеют значение?

Некоторые изменения мелкие. Многие улучшения даже не связаны с теми вещами, которые в SEO-индустрии называют «обновлениями алгоритма». Это могут быть новые функции или, например, изменения UI.

Вертикали и функции SERP развиваются. В поисковой выдаче появляются новые элементы. Кроме того, становится больше «подвижных частей», которые подлежат доработкам и улучшениям. Специалисты по локальному SEO, например, заметили явное ускорение изменений в последние 2-3 года. Соответственно, мы также вправе ожидать увеличения общей скорости изменений в поиске.

Кроме того, многие из этих обновлений внедряются локально. И если Google, к примеру, запускает обновление, связанное с ошибками при наборе слов на корейском языке, то пользователи в США его не увидят. При этом если вы являетесь корейским брендом, который пытается ранжироваться по тем ВЧ-запросам, при вводе которых пользователи часто совершают ошибки, то это изменение может иметь для вас огромное значение.

Изменения также могут быть отраслевыми/нишевыми – когда для представителей одной индустрии они будут значимыми, а для другой – несущественными.

С другой стороны, все мы слышали комментарии о том, что «Google вносит 3000 изменений в год, поэтому пора перестать об этом беспокоиться!». Для меня это звучит примерно так: «Погода меняется каждый день, перестаньте обращать на неё внимание!». Да, не каждый прогноз погоды мне интересен, но всё же я хочу знать, когда ожидается снег или приближается торнадо. 

Признавать, что большинство обновлений не повлияют на ваш сайт, вполне нормально. Но заявлять о том, что все апдейты алгоритма не важны, или что SEO-специалисты не должны обращать на них внимания – это ошибка.

По нашему мнению, полезно знать о крупных обновлениях, чтобы понимать, были ли изменения в позициях ресурса связаны с возможными действиями со стороны Google. Также очевидно, что скорость изменений увеличилась – независимо от того, как вы её измеряете. И нет никаких признаков, которые говорили бы о замедлении этих процессов.

Источник: Moz
preview Факторы ранжирования в блоке локальной выдачи Google

Факторы ранжирования в блоке локальной выдачи Google

Почему компания располагается на той или иной позиции, что влияет на это в большей степени, и как Google обрабатывает «конкурирующие» ключевые слова в одном запросе
preview О лютых ошибках в западном линкбилдинге

О лютых ошибках в западном линкбилдинге

Материал подготовлен на основе выступления Александра Лысака (MIRAI net) на конференции NaZapad. Аутрич (англ
preview Клики, показы и позиция в Google Search Console: ответы на частые вопросы

Клики, показы и позиция в Google Search Console: ответы на частые вопросы

На вопросы отвечает известный западный SEO-эксперт Гленн Гейб. В статье он приводит те нюансы, которые чаще всего приходится объяснять клиентам
preview «Хотели как лучше…» или Почему частичный технический анализ вредит сайту

«Хотели как лучше…» или Почему частичный технический анализ вредит сайту

Частичный технический аудит сайта бесполезен и даже опасен для сайтов. Почему
preview Отмена 301 редиректа: как избежать проблем

Отмена 301 редиректа: как избежать проблем

Можно ли отменить 301 редирект? Короткий ответ: «Да». Вы можете отозвать переадресацию, даже если технически она является постоянной...
preview Как Google интерпретирует неявный локальный поиск

Как Google интерпретирует неявный локальный поиск

Влияние геозависимых и геонезависимых запросов (геомодификации) на блок локальной выдачи