Google Penguin и SEO с отрицательным эффектом

Больше трех недель прошло с того момента, когда Google запустил обновление поискового алгоритма Penguin. Так как одной из его целей оказались неестественные ссылки, то возникли опасения в том, что этим смогут воспользоваться недобросовестные оптимизаторы, с целью вытеснения сайтов конкурентов из выдачи. Возникла новая почва для обсуждения проблем SEO с отрицательным эффектом.

Подкреплением этим разговорам служит сообщение Google, о его намерении бороться с раскрытыми схемами искусственного увеличения ссылочной массы, и последовавшее вслед за этим падение трафика с поисковика на некоторые из сайтов. Кроме того, многим владельцам сайтов были разосланы предупреждения Google об использовании «искусственных» или «неестественных» ссылок:

Вслед за этим был включен Penguin Update и многие сайты, чьи позиции держались на ссылочном спаме, исчезли из выдачи.

Что такое SEO с отрицательным эффектом?

Сейчас многие понимают под SEO с отрицательным эффектом (negative SEO) преднамеренное приобретение низкокачественных ссылок на сайт-конкурент с целью понижения его ранжирования в поисковых системах. Хотя это далеко не единственный способ влияния на позиции чужих сайтов, но именно он стал самым обсуждаемым в последние три недели.

Так как владельцу сайта трудно повлиять на внешние ссылки, они кажутся удобным инструментом для избавления от конкурентов. Но прежде чем начать беспокоиться о том, что на ваш сайт окажут отрицательное влияние «плохие» ссылки, купленные конкурентами следует осознать несколько простых вещей:

• Сайты, имеющий высокий траст, как правило, не страдают от использования методов отрицательного SEO.

• Попытки улучшения собственного бизнеса такими методами довольно рискованы, поэтому законопослушные компании и предприниматели навряд ли решаться на подобную игру.

• В Google осознают вероятность подобного поведения недобросовестных конкурентов, и если удастся доказать свою непричастность к подобным ссылкам, то позиции сайта будут быстро восстановлены.

• Внешние факторы ранжирования легко отслеживаются, и нежелательные последствия можно предупредить, если вовремя заметить неладное.

Тактические приемы SEO с отрицательным эффектом

Ниже перечислены приемы, которые потенциально могут быть использованы для ухудшения ранжирования чужих сайтов:

  • Платные ссылки низкого качества: если одномоментно появятся тысячи ссылок, указывающих на сайт, то очень вероятно, что у Google это вызовет подозрение. Создать огромное количество ссылок можно различными способами, в том числе и посредством бесплатного спама в социальных сетях и закладках. Если такое случилось с вашим сайтом, то постарайтесь сделать все возможное, чтобы он удовлетворял требованиям Google. После этого направьте в Google запрос, детально описывающий ситуацию и ссылки, к появлению которых вы не имеете никакого отношения.
  • Кража контента до его индексации: заключается в попытке создания другого сайта с идентичным контентом. Бороться с этим можно с помощью предварительного обновления карты сайта (sitemap) и последующего размещения материалов. Использование тега rel=canonical с абсолютной ссылкой позволит повысить авторитетность вашего сайта в глазах поисковых систем после того, как контент будет скопирован на сторонние ресурсы. Для того чтобы найти сайты, копирующие ваш контент введите в Google несколько запросов, содержащих целые предложения со страниц сайта, заключенные в кавычки.
  • Ложные отзывы: конкуренты могут создать большое количество ложных отзывов в Google Places, приложив все усилия для того, чтобы сложилось впечатление, что это работа ваших рук. По общему мнению, данный фактор сыграет злую роль только при ручном рассмотрении сайта. Чтобы свести неприятные последствия к минимуму, следите за появлением отзывов, и, если заподозрите неладное, сообщите об этом Google, используя форму обратной связи.

  • Хаккинг: к этому типу можно отнести самые разнообразные способы, используемые для понижения ранжирования сайта в поисковых системах, в том числе и незаметные внешне. Это может быть внесение изменений в robot.txt, запрещающих индексацию страниц, или закрытие доступа для поисковых роботов по IP. Еще одним способ является организация DDoS атак. Огромное количество запросов к сайту с различных компьютеров заполняют полосу его пропускания, и блокируют доступ поисковым роботам и пользователям.
  • Заражение сайта вирусами или другими вредоносными программами: когда поисковики обнаружат их на сайте, то станут предупреждать пользователей о том, что те собираются открыть потенциально опасную страницу, а могут и полностью исключить его из выдачи.
  • Скорость загрузки сайта: избыточная активность пауков повышает риск возникновения заметных задержек при загрузке страниц на пользовательские компьютеры. Такая ситуация может возникнуть в том случае, если сайт стал объектом повышенной активности для вредоносных пауков. Закрывая им доступ, не забудьте оставить его для поисковых роботов Google, Яндекс, Bing и др., а также для пользователей. Зная IP адреса поисковых роботов, можно эффективно идентифицировать и не допускать на сайт другие пауки.
  • Запрос об удалении материалов, нарушающих DMCA (Закон об авторском праве цифрового тысячелетия): сегодня это одна из наиболее эффективных и неприятных для владельца сайта тактик. Конкуренты находят ссылки, передающие на сайт наиболее высокий вес, а затем посылают вебмастеру предупреждения, что эти ссылки ведут на страницы нарушающие авторские права, и должны быть немедленно удалены. Единственной защитой от подобной стратегии является установление контакта с сайтом-донором до того, как это случится. Даже письмо с одной фразой «Спасибо за ссылку!» может избавить вас от проблем. Следите за появление реферального трафика с новых ресурсов, это позволит обнаружить реферальные ссылки раньше, чем они будут проиндексированы и обнаружены с помощью таких средств, как Open Site Explorer.

Мэтт Каттс о SEO с отрицательным эффектом

Руководитель команды Google по борьбе с поисковым спамом Мэтт Каттс в интервью Денни Салливану говорит, что рассуждения о SEO с отрицательным эффектом не новы, но в Google никогда не придавали особого значения этой проблеме. Он считает, что очень сложно каким-либо образом навредить чужому сайту. Даже если вы поставите плохие ссылки на ресурс, имеющий множество других положительных сигналов, это будет похоже на попытку заражения организма инфекцией, против которой у него есть антитела. Хорошие моменты перевесят плохие.

Мэтт Каттс: «Нами проделана большая работа, позволяющая быть уверенными в том, что никто не сможет навредить другому человеку. Поэтому отрицательное SEO это очень редкое и трудное в реализации явление».

Большинство «доказательств эффективности SEO с негативным эффектом» на самом деле являются следствием действий самих оптимизаторов. Некоторые из них, испугавшись предупреждений Google, убрали все ссылки с внутренних страниц, на главную, в результате позиции сайтов могли ухудшиться. Между тем Каттс сказал, что большая часть из 700 тысяч писем, разосланных издателям в начале этого года не имеют отношения к «плохим» ссылкам. И они не были внезапно сформированы Google в один день. Более того, на многие сайты ручные или автоматические штрафные санкции были наложены гораздо раньше, но данная информация не раскрывалась. И только недавно Google решил сообщить об этом владельцам сайтов.

Мэтт Каттс говорит, что разговоры об отрицательном SEO будут продолжаться. По мере того, как падают затраты на приобретение низкокачественных ссылок, появляются все новые и новые «доказательства» этого явления, но если внимательно рассмотреть каждый из этих случаев, то обязательно найдутся другие причины, вызвавшие падение позиций сайта.

Не следует приписывать каждый, обнаруженный в последние недели, случай выпадения сайтов с первых позиций действиям Penguin. Если Google обнаруживает, что некоторые ссылки используются для искусственного манипулирования выдачей, он перестает их учитывать. Нетрудно догадаться, как это скажется на тех сайтах, позиции которых держались в основном на подобных ссылках.

Некоторые люди высказывают пожелание о создании механизма для «снятия» ссылок, ведущих на их сайт. Мэтт Каттс не думает, что в этом есть нужда. Он говорит: «Если вы уверены в том, что сайт пострадал от Пингвина, то можете исправить эту ситуацию самостоятельно. Google не наказывает сайты за плохие ссылки, ведущие на них. Он игнорирует эти ссылки. Поэтому не стоит волноваться по поводу SEO с отрицательным эффектом».

Тем, чей сайт «накрыл» Пингвин, Мэтт Каттс рекомендует следующий алгоритм действий:

• Убрать спам на страницах;

• Убрать все «плохие» ссылки, на которые вы можете повлиять;

• Дождаться информации о новом Penguin Update, и проанализировать изменения;

• Если существенных изменений не произошло, то продолжить «чистку», или подумать о том, чтобы создать новый сайт.

Мэтт Каттс настоятельно не рекомендует использовать ссылки сомнительного качества. Многие из них продолжают работать и после Penguin Update, но они не являются хорошим средством для поднятия позиций тех сайтов, которые уже пострадали от этого обновления.

Лучшая защита от SEO с отрицательным эффектом

Таким образом, ссылочный спам является далеко не самым эффективным способом отрицательного воздействия на ранжирование чужого сайта. Если конкуренты серьезно решат убрать сайт из выдачи, то они проведут глубокий анализ, для того чтобы найти и использовать для своих целей все его слабые места. Лучшей защитой от их действий является создание сайта с хорошим SEO фундаментом и постоянный мониторинг его позиций. Кроме того, такому сайту должны помочь открытые и честные взаимоотношения с Google и другими поисковыми системами.

Основные использованные источники:

Two Weeks In, Google Talks Penguin Update, Ways To Recover & Negative SEO / Search Engine Land

Understanding Negative SEO & How to Defend Your Website / Search Engine Watch

The Antithesis: What You Need To Know About Negative SEO / Search Marketing Standart

Перевод Александра Никитина

Про то, как сайт WPMU.org выходил из-под Пингвина читайте здесь

Первый день СПИК 2012: Эффективность интернет-рекламы, поисковой оптимизации и вирусного видео

С 28 по 29 мая в Санкт-Петербурге проходило крупнейшее отраслевое мероприятие Северо-Западного региона – СПИК-2012

SAScon’12: секция «Breaking Free of Panda and Penguin»

С 17 по 18 мая 2012 года, в The Hive (Манчестер) прошла ежегодная аналитическая SEO и SMM конференция - SAScon

Полный курс SEO от ТопЭксперт.РФ: Информационный поиск

С 7 апреля по 13 мая проходил очередной учебный курс от ТопЭксперт.РФ – Полный курс SEO – 150 часов

Пингвин не убьет SEO, но заставит быть умнее

Google пытается добиться того, чтобы в топе поисковой выдачи были только те ресурсы, которые отвечают запросам пользователя

Том Энтони на Link Love London’12: «Инструменты и тактики линкостроения»

30 марта 2012 года, в Конгресс Центре на Russel street (Лондон) состоялась одна из лучших в мире практических конференций - Link Love London’12

Как при помощи сниппетов повлиять на поведенческий фактор

Основная задача каждого SEO-специалиста рунета – вывести рабочий проект в ТОП-10 Яндекса и/или привлечь качественный трафик на сайт