Улучшенное окно поиска Google: нужно ли оно вашему сайту?

Автор: Сайрус Шепард (Cyrus Shepard) — авторитетный сотрудник команды Moz. Ранее Сайрус занимался исключительно вопросами поисковой оптимизации, сегодня же он в большей степени сосредоточен на создании продвигающего контента и поиске максимально эффективных стратегий продвижения в интернете. Сайрус Шепард испытывает слабость к крупным и авторитетным брендам, хорошему дизайну сайтов, высокому стилю авторского письма, всегда готов поддержать новые идеи и проекты.

Источник: http://moz.com

Несколько месяцев назад Google представил улучшенное окно поиска. Новинка должна облегчить пользователям доступ к конкретному контенту с помощью страниц поиска по сайту. Практически сразу после этого резко возросла популярность разметки Schema.org для улучшения внешнего вида и функциональности сниппетов Sitelinks Search Box приобрела особую популярность среди веб-мастеров.

Согласно заявлению разработчиков инструмента SimilarTech, сегодня наиболее популярным типом разметки Schema является SearchAction (поиск на сайте). Разметку этого типа используют владельцы большинства сайтов среди миллиона ресурсов, которые принимали участие в исследовании.

В целом же по интернету разметка SearchAction занимает 12-е место по популярности использования среди 49 типов разметки, статистику по которым удалось изучить представителям SimilarTech.

Несмотря на столь широкую популярность, у представителей отрасли по сей день нет полной уверенности в том, что использование данного типа разметки влияет на отображение быстрых ссылок в дополнительном окне поиска. После того, как представители Google объявили о том, что поисковик больше не поддерживает указание авторства в результатах выдачи, а информация об авторах перестанет показываться в расширенных сниппетах к статьям в SERP, вебмастера опустили руки и усомнились в эффективности использования семантической разметки. 

Быстрые ссылки в окне поиска

Улучшенное окно поиска с быстрыми ссылками появляется в выдаче Google по витальным (брендированным) и навигационным запросам, таким как:

  • adobe
  • сайт apple
  • nytimes.com

Окно поиска обеспечивает пользователю дополнительное удобство, позволяя находить интересующие страницы в пределах конкретного сайта. Как показано на рисунке ниже, пользователь может с легкостью найти на сайте Moz.com интересующие страницы по запросу [keyword research]:

По умолчанию результаты окна поиска Google направляют пользователя к определенным страницам конкретного сайта, название которого присутствует в поисковой строке. В данном случае поиск осуществляется по тому же принципу, как если бы пользователь применял оператор site:. Как известно, страница результатов поиска дополнительно содержит объявления контекстной рекламы Google. Таким образом, у пользователя всегда есть альтернатива, кликнуть по рекламе или перейти на сайт по ссылке из результатов поиска. В то же время Google предоставляет вебмастерам возможность избавить пользователей от необходимости осуществлять дополнительный поиск внутри окна, мгновенно направляя человека к результатам внутреннего поиска по сайту. Добиться этого можно, применяя на главной странице сайта специальный тип разметки Schema.org.

Реализовать данную возможность, однако может не каждый сайт. Как правило, Google предоставляет возможность использовать окно поиска сайтам, характеризующимся большим количеством брендированных запросов. Информацию о том, есть ли у ресурса возможность воспользоваться всеми преимуществами улучшенного окна поиска в результатах выдачи, можно с лёгкостью найти в «Инструментах для веб-мастеров» Google. Кроме того, представители поиска нередко рассылают владельцам подобных сайтов специальные уведомления.

Как только поисковые роботы обнаружат на главной странице сайта правильный код разметки, Google начнет отображать в окне результаты внутреннего поиска по сайту:

Преимущества от использования функции очевидны: специальное окно поиска позволяет владельцу сайта направлять пользователей из Google прямо на нужную страницу своего ресурса, а не конкурировать с другими сайтами за переходы из результатов выдачи. Окно поиска, обеспечивает больше кликов и переходов на сайт. Кроме того, отображающиеся в нем результаты поиска по сайту, зачастую обеспечивают гораздо более эффективный пользовательский опыт.

Когда имеет смысл использовать разметку?

В сравнении с прочими видами семантической разметки, данный тип кода, позволяющий формировать быстрые ссылки в окне поиска, достаточно прост в использовании.

Однако прежде, чем размышлять над техническими аспектами применения разметки, необходимо понять, предоставляет ли Google конкретному сайту возможность создания ссылочного окна поиска. К сожалению, пока Google не достаточно открыт в плане предоставления подобных данных.

Как правило, данная возможность предоставляется ресурсам, которые:

  • Отличаются большим объемом переходов из поиска по навигационным и брендированным запросам. К примеру, если сайт насчитывает свыше тысячи переходов в неделю по запросам типа: [moz], [moz.com]. Хотя большой объём переходов по брендированным запросам является хорошей предпосылкой для создания специального окна поиска в выдаче Google, данный фактор все же не гарантирует того, что Google предоставит ресурсу данную возможность.
  • Наличие уведомлений в Google Webmaster Tools. Нередко Google рассылает владельцам сайтов специальные уведомления в «Инструментах для веб-мастеров». Выглядят они примерно так:

  • Если окно поиска с быстрыми ссылками уже когда-либо появлялось в результатах поиска по сайту. Чтобы это проверить, имеет смысл ввести брендированный или навигационный поисковый запрос, по которому продвигается сайт, и который чаще всего употребляют пользователи. Если в результатах выводится окно поиска, можно смело применять на сайте разметку SearchAction Schema.org, это позволит направлять пользователей прямо на страницу с результатами поиска по сайту.

Даже если в результатах выдачи Google для сайта окно поиска не показывается, имеет смысл воспользоваться советами, перечисленными ниже.

Улучшаем функционал внутреннего поиска по сайту

Большинство современных движков, предназначенных для установки на сайт, включая функционал от WordPress, сегодня способны обеспечить достойное качество поиска. Если же на вашем веб-сайте отсутствует внутренний поиск, то лучше всего установить Google Поиск для сайтов.

Google позволяет ресурсам, использующим по умолчанию Поиск для сайтов от Google, зарабатывать на кликах по объявлениям, поскольку в бесплатной версии персонализированного поиска Customer Search от Google пользователям транслируются объявления контекстной рекламы. Google также предлагает владельцам сайтов воспользоваться платной версией поиска, реклама в которой полностью отсутствует.

Добавляем разметку SearchAction на главную страницу сайта

Имеет смысл добавить следующий фрагмент в исходный код главной страницы веб-сайта, добавив информацию о сайте в поля "url" и "target":

Дополнительные подробности доступны на сайте Google Developers.

Скрываем видимость окна поиска в результатах

Хотя Google не афиширует данную возможность, у владельца сайта в случае необходимости всегда есть шанс обезопасить ресурс от показа нежелательных быстрых ссылок в поисковом окне. Первым на наличие специального мета-тега, позволяющего проделать подобную операцию с результатами выдачи, указал Менаш Аврамов (Menashe Avramov).

Выглядит тег следующим образом:

Нетрудно догадаться, каким образом крупнейшие игроки рынка, такие как Amazon, добиваются отображения в результатах выдачи только нужных им быстрых ссылок:

Еще одно любопытное наблюдение: Google не показывает ни единой быстрой ссылки в окне поиска для самого популярного веб-сайта на планете — Facebook.

Как улучшенное ссылочное окно влияет на входящий трафик?

На графике ниже представлена статистика переходов на сайт Moz из поиска до и после добавления специальной разметки:

Хотя, на первый взгляд, рост посещаемости сайта и кажется внушительным, по факту количество посещений увеличилось всего на 150 в неделю. Это составляет всего 0,05% от общего числа органических поисковых сессий. Каждую неделю ресурс Moz фиксирует до 300 000 поисковых сессий.

Другие SEO-специалисты, курирующие крупные сайты, делятся похожей статистикой. Что же касается страниц результатов поиска, то с запуском окна поиска на них наблюдается незначительный рост количества поисковых сессий. И все же, невозможно со всей достоверностью говорить о каком-либо заметном увеличении поискового трафика, поступающего на веб-сайт.

«Я счастлив, что мы добавили соответствующую разметку на наш сайт, поскольку это позволяет обеспечить более качественный пользовательский опыт. Однако я бы не сказал, что это обеспечило сайту существенный приток органического трафика из поиска», — комментирует Роб Лесли (Rob Leslie), администратор сайта Университета Джорджа Фокса, ответственный за юзабилити и SEO.

Другими словами, добавление SearchAction Schema способствует незначительному приросту поискового трафика, однако обеспечивает положительный пользовательский опыт. Как показывает статистика, владельцам сайтов не следует ожидать резкого скачка трафика.

Разметку SearchAction имеет смыл добавлять на сайт в тех случаях, если это довольно легко сделать и у владельца ресурса есть желание поэкспериментировать со статистикой.

Что же касается отказа от размещения быстрых ссылок внутри окна поиска, как это делает Amazon, то такие эксперименты не всегда оправдывают себя. Использование дополнительных элементов в сниппетах в SERP, таких как: звёзды и рейтинги; элементов навигации по сайту типа «хлебные крошки» (breadcrumbs) и др. позволяют повысить CTR и выделить свой ресурс в результатах поиска.

Редактор-переводчик портала Searchengines.ru, работает на сайте с 2010 года. Специализируется на западном интернет-маркетинге, новостях социальных сетей и поисковых систем. Постоянно принимает участие в профильных семинарах и конференциях в качестве журналиста-обозревателя. Языки: английский, французский.