19 сентября 2011 года состоялся официальный запуск мобильного платежного приложения Google Wallet. После долгих разбирательств с уже существующими сервисами электронных платежных систем - к примеру, с Oracle - Google все-таки решил воспользоваться возможностями бесконтактной технологии Near Field Communication (NFC).
Пока новая платежная система от Google работает только на территории США и способна проводить платежи только с использованием кредиток MasterCard от банка Citi или виртуальной платежной системы Google Prepaid Card. Однако, в скором будущем Google обещает подключить к системе карты Visa, American Express и др.
Заметим, что сервис также имеет определенные ограничения по мобильным устройствам, а также по сотовому оператору. Пока Google Wallet работает лишь на смартфонах Nexus S 4G, работающих на OS Android, и подключенных оператору Sprint.
Комментирует Татьяна Земцова, аналитик ИК «ФИНАМ»: «На наш взгляд, это, безусловно, весьма перспективное направление. Мы ожидаем, что технология near field на фоне динамичного развития индустрии мобильных платежей и тех преимуществ, которые она создает для потребителя, будет весьма востребована и, вероятно, в дальнейшем сможет составить конкуренцию традиционным решениям. Скорее всего, в ближайшее время собственные проекты в этом сегменте представят и другие компании, инициаторами будут выступать, прежде всего, операторы связи.
Что касается возможности появления технологии в России, то это скорее перспектива следующих как минимум нескольких лет – для внедрения, естественно, необходимо появление соответствующей бесконтактной инфраструктуры.
Стоит учитывать, что собственно мобильные платежи (SMS-платежи) в России, по разным подсчетам, пока составляют не более 1,5-2% от общего объема рынка небанковского процессинга (около $25 млрд.). Вместе с тем, это направление обладает, на наш взгляд, значительным потенциалом роста, в том числе на фоне сохраняющегося дефицита традиционной финансовой инфраструктуры. И это тем более актуально, что рынок сотовой связи в России насыщен, и его дальнейшее развитие будет происходить по модели увеличения доли неголосовых услуг, в числе которых можно выделить и мобильные платежи. Неголосовые сервисы в текущих условиях являются достаточно эффективным инструментом увеличения финансовых показателей.
На наш взгляд, российский рынок мобильных платежей будет одновременно развиваться в нескольких направлениях. В первую очередь, мобильные операторы активно продолжат развивать партнерские программы с организациями, позволяющие абонентам использовать свой мобильный счет для оплаты товаров и услуг. При этом особое внимание будет уделяться именно технологическим вопросам, таким как расширение возможностей SIM-карт - в том числе, перспективные решения типа near field communication и повышение уровня безопасности платежей».
Наталья Хайтина, заместитель генерального директора компании «Яндекс.Деньги» комментирует ситуацию в ином ключе: «Еще рано говорить что-то о перспективах платежной системы от Google. Она существует, фактически, в режиме пилота. Приложение работает только на определенных телефонах, подключенных к одному оператору, только с картами Master Card, выпущенных всего одним банком, только в США и лишь с одним стандартом NFC-терминалов. Однако для рынка важен тот факт, что Google решил попробовать свои силы в офлайне, а не в интернет-платежах. Это интересная заявка. Удастся ли интернет-компании выстроить офлайновую инфраструктуру? Посмотрим».