Говори и показывай

    … Правда, правда, ничего, кроме правды! – необходима для создания выдающейся презентации, утверждает Дэн Роэм. «Но у правды несколько лиц», — считает он и со страниц своей книги-альбома учит, какие «лица» для какой презентации лучше использовать и в каких пропорциях.

    Дэн Роэм специализируется на консультировании и создании презентаций, отладке бизнес-процессов с помощью визуальных образов. Как пишет о нем Amazon, Роэм помог руководителям Microsoft, Boeing, eBay, Kraft, Gap, IBM, US Navy и другим «решить сложные проблемы с помощью простых рисунков». Роэм основал The Napkin Academy – первую тренинговую программу по обучению визуальному мышлению онлайн.

    Show and Tell: How Everybody Can Make Extraordinary Presentations – новая книга Дэна Роэма, автора ставшей международным бестселлером The Back of the Napkin. Solving Problems with Pictures и Blah Blah Blah: What To Do When Words Don’t Work. На русском выходили его книги «Бла-бла-бла», «Визуальное мышление», «Практика визуального мышления».

    Базовый рецепт выдающейся презентации по Дэну Роэму прост: говорите правду, сопровождайте правду историей, рассказывайте правду с помощью картинок. В основе подхода лежат разные типы воздействия на аудиторию: интеллектуальная правда воздействует на умы – «я думаю», эмоциональная правда – «я верю», и данные – «факты показывают». Сложнее всего достучаться до сердец (эмоций), но это – обязательно, чтобы достичь цели презентации. Наименее значимы для эффекта презентации — как раз таки данные.

    Излагая правду-факты, вы чувствуете себя уверенно и устанавливаете контакт с аудиторией, правда-история задействует эмоциональные составляющие, ваши идеи становятся понятны аудитории, правда-в-картинках привлекает умы – люди понимают именно то, что вы хотели сказать.

    Дэн Роэм делит презентации на типы: отчет, объяснение, предложение, история (драма) или презентации, меняющие осведомленность, возможности, действия и убеждения аудитории. Но, вне зависимости от типа, любая хорошая презентация – это повествование.

    Не существует идеальной презентации для всех; в каждой презентации есть переменные – тема, ведущий и аудитория. Мастер презентации должен сразу задаться вопросом: какую именно правду я должен говорить с учетом темы, специфики аудитории и моих личных особенностей? От этих трех составляющих и надо плясать. Роэм детально разбирает создание каждого типа презентаций на примерах из собственной практики и воображаемой компании.

    Дэн Роэм – активный сторонник визуального мышления – не изменил себе: «Говори и показывай» сложно назвать иллюстрированным изданием. Рисунки в книге – основная часть, дополненная краткими афористичными пояснениями. Так, архитектуру основного сообщения презентации (Presentation’s Underlying Message Architecture) он называет ПУМА и изображает соответствующе. Дальше весь путь идет от головы к хвосту «пумы».

    Идеальный слайд в презентации содержит заголовок, картинку, короткий текст и ничего больше. На одном слайде – одна идея. Если слайд нарушает последовательность повествования, его не должно быть в презентации.

    Чтобы проиллюстрировать любую историю, достаточно шести типов картинок: портрет, график, карта, временная шкала, блок-схема и уравнение. Добавив детали и стиль, этими картинками можно проиллюстрировать что угодно. Типы картинок зависят от типа презентаций, уверен Роэм, и объясняет, в каких случаях какие картинки следует использовать.

    «Идеальная картинка ясна, как простое предложение. Она оказывается прямо перед нашими глазами и рассказывает историю, но не перетягивает внимание на себя, — пишет Дэн Роэм. — Чтобы усилить воздействие картинки, мы должны ограничить детали, цвет, тени и 3D-эффекты. Они способны привлекать внимание к картинке, а не к связанной с ней идее. Идеальная картинка представляет собой лишь моментально усваиваемую суть идеи, и не более того».

    Лучшим стилем картинок Роэм считает рисунки. Фотографии и графика тоже допустимы, но в каждом случае есть свои «противопоказания»; в частности, они могут отвлечь внимание от выступающего. Однако в книге он разбирает, какие фото и графика допустимы, и как их целесообразно использовать.

    Рисунки, по мнению автора, — самый «теплый» вариант. При небольшом навыке они не отнимают много времени, зато позволяют точно выразить свою идею. Людям, которые не умеют рисовать вовсе, Роэм рекомендует использовать готовые фигуры – прямоугольники, круги и т.д., которые есть практически во всех программах, работающих с графикой, включая PowerPoint, а также дает еще несколько вариантов выхода из положения.

    В последней части книги Роэм делится способами, как хорошо подготовиться непосредственно к проведению презентации, унять волнение или панику.

    «В конечном счете презентация — довольно простая вещь. Мы всего лишь пытаемся перенести то, что есть в нашей голове, в головы других людей в аудитории так быстро, ясно и убедительно, как только можем», — пишет Роэм.

    Он предлагает взглянуть на презентацию с другой стороны: любая аудитория презентации дарит нам часть своей жизни. Так давайте устроим для нее шоу! Научиться «говорить и показывать» — лучший дар и для выступающего и для людей.

    Журналист, новостной редактор, работает на сайте с 2009 года. Специализация: интернет-маркетинг, SEO, поисковые системы, обзоры профильных мероприятий, отраслевые новости рунета.
    Языки: румынский, испанский.
    Кредо: Арфы нет, возьмите бубен.