Герман Клименко: Анонимности в интернете быть не должно

Создатель List.ru, счетчиков Liveinternet и одноименного блогохостинга рассказывает о своей жизни «до сети», о пользе кризисов, Facebook и о будущем интернета.

Первая часть интервью

— Можно ли считать разработки Вашей компании уникальными? Я про счетчики. Если да, то почему?

— Есть одна отрасль экономики, за что России не стыдно – программирование. Это не материальная отрасль, которая зависит исключительно от мозгов. Но наш бизнес — не революционный и в нем нет ничего уникального. Я часто выступаю на разных конференциях и откровенно рассказываю, как устроен Liveinternet. После этого ко мне подходят программисты и спрашивают, зачем я это все озвучиваю – ведь теперь можно создать аналог. Однако я убежден — есть вещи, которые нельзя сделать завтра. Когда мы создавали счетчики, на рынке был один крупный игрок, создавший счетчики – Rambler. Мы добавили рефери – и получился топ-лист. В итоге счетчики Liveinternet победили рамблеровские, потому что смогли собирать данные с миллиона сайтов.

— Продвижение счетчиков за счет блогов, как я понимаю, удалось. Были ли ваши проекты, будь то — блоги или счетчики – как-то задействованы в политических процессах? Например, в выборах?

— Еще во времена List.ru нашим первым рекламодателем был Жириновский. Он вообще был одним из первых политиков, который стал покупать рекламу в Интернете. Я прекрасно помню, как мы перерисовывали баннеры, где он был в образе Наполеона в треуголке. Но в том аспекте, в котором Вы спрашиваете, Liveinternet не интересовал государство. А вот правоохранительные органы – очень даже. И истории были разные – от идиотских до весьма серьезных. Как-то ко мне в офис приехали юные стажеры из управления К МВД РФ. Они нашли сайт людей, ворующих пластиковые карты, на котором стоял мой счетчик. Разумеется, они кликнули на него и попали на ресурс Liveinternet. И разумеется, сделали офигенный вывод, о том, что я – владелец ресурса, на котором стоит счетчик. Наша беседа длилась несколько часов и в результате ребята сказали: «Ты, Герман, крутой пацан» и оставили меня в покое… А серьезные истории связаны с тем, что мы неоднократно помогали расследовать громкие дела, связанные с убийствами и грабежами. Пояснять ничего не хочу, потому что сразу начнется крик о том, что мы сдаем личные данные…

— Раз уж мы вышли на тему «государство и Интернет», как Вы относитесь к той ситуации, что сегодня это – главный тренд? Блоги есть у президента и государственных чиновников разного уровня…

— На самом деле, до недавнего времени власть вообще не интересовалась Интернетом. Оно скорее пыталось выстроить свою параллельную вселенную. Есть же у нас РОЦИТ и другие организации. Первой попыткой состыковать Интернет с государством стал РИФ (Российский Интернет-Форум). Видимо, политикам стало интересно, что это за дикие люди – интернетчики? Галстуки не надевают, много пьют…

Только сегодня мы можем наблюдать, что государство, наконец, признало эффективность Интернета. Видно, как попер ВГТРК, как формируются информационные тренды. Государство в отношении Интернета становится профессиональным. Сейчас у него есть интерес к крупнякам – тому же Яндексу, где оно получило одну золотую акцию. Но главная, на сегодняшний день, сфера государственного интереса – соцсети. Правда, вести пропаганду там нереально, поскольку их аудитория напоминает косяк рыб, который плывет неизвестно куда. Даже бизнесу не удается ничего сделать в соцсетях, поскольку они до сих пор не научились эффективно продавать рекламу.

— Как Вы думаете, Интернет в России должен контролироваться государством?

— Некоторые люди из моего окружения часто обвиняют меня в тоталитаризме, поскольку я – за авторизацию. Анонимности в Интернете быть не должно – пора научиться вести себя прилично и отвечать за свои слова. Если мы не выходим, пардон, гадить в центр Москвы, то почему кому-то дается право делать это в Интернете? Если бы все были авторизованы, не было бы спама. Он реально достал. И не только одного меня…

Читать далее на rus.ruvr.ru

Журналист, новостной редактор, работает на сайте с 2009 года. Специализация: интернет-маркетинг, SEO, поисковые системы, обзоры профильных мероприятий, отраслевые новости рунета. Языки: румынский, испанский. Кредо: Арфы нет, возьмите бубен.