С 27 по 28 ноября 2014 года, в Москве проходила крупнейшая отраслевая конференция для рынков интернет-маркетинга и веб-разработки «Интернет и Бизнес. Россия». Объединяя в себе таки многолетние и известные проекты, как «Сайт» и Optimization, Конференция «IBC Russia» стала ответом на заинтересованность бизнеса в единой экспертной площадке. Мероприятие организовано компанией «Ашманов и партнеры» совместно с Российской ассоциацией электронных коммуникаций.
В ходе секции «Исследования алгоритмов поисковых машин» участники обсудили вопросы обнаружения фильтров и санкций на сайте, вывода сайта из-под фильтров. Поделились своими открытиями по поводу последних изменений поисковой выдачи. Модератором секции стал Сергей Людкевич, независимый консультант.
Слушатели конференции высоко оценили выступление Артура Латыпова (SEO Интеллект) на тему: «Исследование внутренних и внешних факторов оптимизации», посчитав его спорным, но интересным.
В своей презентации спикер поделился результатами исследования внешних факторов, целью которого было изучить работоспособность ссылок, отследить влияние ссылок, в поисковой системе Яндекс после анонса «отключения ссылочного». Задача эксперимента сводилась к тому, чтобы выявить закономерности между группами сайтов в тематиках, где анонсировали «отключение ссылок». Сравнить группы сайтов в регионе Москва с «отключенными ссылками» с сайтами, для которых ссылочное не было отключено.
Исследование внешних факторов или ссылки больше не работают?
Для анализа было выбрано 2 тыс. сайтов и 87 тыс. коммерческих запросов из ТОП 10-50 Яндекс. Данные заимствовались из SAPE. В исследовании участвовали следующие группы сайтов:
- Группа 1: Тематики с отключенными ссылками, регион Москва
- Группа 2: Тематики без отключения ссылок, регион Москва
- Группа 3: Тематики аналогичные группе 1, регион СПб
Все запросы для анализа были разбиты на группы. Внутренние факторы не учитывались. В ходе эксперимента анализировали следующие данные: средняя позиция по группе запросов на дату; динамика ссылочной массы по месяцам; данные по показателям доноров; данные по анкорам.
Данные измерялись по следующим периодам: январь/февраль, июнь и август 2014 года. Как удалось установить, в выдаче присутствовали некоторые колебания.
При сравнении показателей на август 2014 со статистикой за январь того же года у 52% сайтов в выдаче динамика наращивания ссылочной массы не изменилась, в то время как у 34% сайтов она снизилась и у 14% - выросла.
И все же, критических изменений в поисковой выдаче, связанных с этим фактором, обнаружено не было.
При осуществлении разбивки по тематикам удалось установить, что в ряде тематик присутствует сильное изменение позиций сайтов в поисковой выдаче:
На следующем этапе производили анализ ссылочной массы «упавших» и «выросших» проектов в «бессылочных тематиках». Результаты были следующими:
Анализ внешних факторов позволил сделать следующие выводы:
- Для сайтов потерявших позиции – характерно уменьшение ссылочной массы.
- Для сайтов с ростом позиций – характерно увеличение ссылочной массы.
- Обратной зависимости не наблюдается.
- В выдаче для Санкт-Петербурга для группы сайтов с падающими позициями, наблюдается рост количества ссылок. Четко прослеживается модель поведения по временным интервалам таких сайтов: Упали позиции –> агрессивная закупка ссылок, более 100% (от 200 ссылок) от старой ссылочной массы единовременно –> позиции упали еще сильнее.
Также удалось выяснить, что сайты с большим (свыше 90%) количеством безанкорных ссылок не имеют хороших позиций в выдаче Яндекса. Вывод: ссылки пока влияют на выдачу.
Исследование внутренних факторов. Что нужно делать, чтобы быть в ТОПе
На этом этапе анализировали:
- Внутренние факторы:
- заголовки
- релевантность
- важность
- Внешние факторы:
- анкор-лист
- качество
- количество
В выборке участвовало 1190 сайта (12500 запросов, из них 4000 в ТОПе запросов). Контрольная группа состояла из 190 сайтов (2300 запросов, из них 1550 в ТОПе запросов).
Сбор данных осуществлялся следующим образом:
- Брали список сайтов и запросов из http://ENGiNE.seointellect.ru
- Осуществляли сбор позиций по запросам (внутренний парсер)
- Производили поиск релевантной страницы ( ПС Яндекс )
- Осуществляли полное сканирование сайтов ( http://tools.seointellect.ru )
- Анализировали заголовки, контент ( http://ENGiNE.seointellect.ru )
- Рассчитывали внутренние статические веса ( http://tools.seointellect.ru )
- Анализировали данные о внешних ссылках - Linkpad.ru
Собранные данные сопоставлялись с аналогичной статистикой по контрольной группе.
При исследовании влияния на видимость сайта в выдаче некорректно составленных заголовков получили следующую картину:
Общие правила для составления заголовков могут быть такими:
- Повторение запроса в title, минимум 1 раз
- Грамотность с точки зрения русского языка
- Использование доп. слов (синонимы, подсветка)
- H1 не равно Title
Далее анализировали такой фактор как недостаточная текстовая релевантность:
Общие правила могут сводиться к следующему:
- Минимум 1 прямое вхождение
- Минимум 1 морфологическое вхождение
- Максимальная плотность слов из запросов 2%
- Использование синонимов и подсветки
- Распределение по коду страницы
- Верстка SEO текста: списки, изображения, абзацы, таблицы
Исследование статических весов продвигаемых страниц выявило следующие аспекты:
Общие рекомендации по данному пункту:
- На важные продвигаемые страницы должна вести сквозная ссылка.
- На продвигаемые страницы – входящих ссылок должно быть больше, чем исходящих.
- Ссылки с релевантного контента определяются с помощью поиска в ПС.
- Блоки перелинковки должны включать 2-8 ссылок.
При изучении вхождений в анкор-лист установили:
Рекомендации владельцам сайтов таковы:
- Важно соблюдать пропорции составления анкор-листа.
- Отсутствие спама при составлении.
- Вхождения запросов в околоссылочный текст.
- Необходимо добавлять уникальные анкоры для «разбавления».
Количество некачественных доноров в ссылочной массе для исследуемой и контрольной группы распределялось следующим образом:
Статистика количества ссылок на страницах для изучаемых групп оказалась следующей:
Таким образом, сегодня при работе над сайтом важность приобретают следующие аспекты:
- Группировка СЯ.
- Распределение запросов по сайту.
- Анализ ТОП10 по запросам.
- Расчет вхождений для оптимизации страниц.
- Покупка ссылок с учетом новых реалий.
- Контроль индексации.
Вопрос от представителя компании Яндекс: Понимаете ли вы разницу между корреляцией и зависимостью?
Артур Латыпов: Причинно-следственная связь должна быть обратной, мы долго обсуждали этот вопрос. Действительно, наличие корреляции еще не означает наличие причинно-следственной связи. Для перепроверки результатов всегда требуются детальные исследования, и мы планируем их проводить.