Идеальная IT компания. Как из гиков собрать команду программистов

Совершенно замечательное пособие по социологии, технике и технологиям коммуникаций для всех, занятых в сфере разработки ПО. Именно для всех. В оригинале книга называется «Team Geek. A software developer’s guide to working well with others», и адресована она не только потенциальным «сборщикам команд», но и непосредственно тем, кто работает с кодом.

Авторы книги – программисты, прошедшие путь от сисадминов до руководителей проектов. Все, о чем они пишут, они знают из собственной практики. На момент написания книги – в оригинале она вышла в свет в 2012 году - Брайан Фитцпатрик возглавлял команды Data Liberation Front и открытого инжиниринга Transparent Engineering в компании Google, а Бен Коллинз-Сассмэн, один из первых разработчиков системы контроля версий Subversion, работал менеджером команды инженеров партнерской сети Google.

Вообще, это первая книга, посвященная управлению, которая признает, что слово маркетинг вызывает у инженеров – разработчиков софта негативные эмоции и представление «ушлого менеджера с фальшивой улыбкой и прилизанными волосами». Что регулярное пение корпоративных речовок вызывает у технарей глубокое отвращение. Что существуют не только вредоносные программы, но и вредоносные люди – для работы команды, естественно. Что непрерывный контроль не повышает, а понижает эффективность работы и, наконец, что не стоит насильно толкать людей вверх по карьерной лестнице – можно приобрести посредственного менеджера и потерять блестящего программиста.

Основой для социального взаимодействия в команде Бен и Фитц называют «три кита»: скромность, уважение, доверие. Соблюдение каждого из этих принципов авторы считают абсолютно обязательным для всех членов эффективной команды, включая лидера.

Поскольку авторы много занимались разработкой проектов с открытым кодом, немалая часть советов в книге посвящена именно этой теме: как организовать такой проект, как фиксировать авторство и стоит ли это делать вообще, как наладить общение между разработчиками при парном программировании или удаленной работе и избавиться от «троллей».

Тема «троллей», или вредоносных людей здесь рассматривается в самом общем смысле, не только сетевом. Любой, кто своим поведениям или действиями влияет на климат команды, нарушая принципы скромности, уважения и доверия, наносит команде вред. Причем это может быть прекрасный программист, дающий рецензии на код коллег в хамской форме, и «революционер», начинающий бурные дискуссии по любому поводу. Авторы советуют для начала попытаться их обезвредить – попросту, поговорить наедине, попросить подкорректировать поведение. Если не изменится – прощаться независимо от технических навыков: вовремя не «вылеченный» вредоносный человек способен развалить всю команду.

Менеджерам авторы отводят роли лидера-слуги – человека, который обеспечивает команду всем необходимым для работы (включая советы и решения), защищает от бурь внешнего мира – если речь идет о крупных корпорациях, и помогает в работе. При этом оптимально, чтобы как программист он по уровень был не ниже уровня сложившейся команды, нанимал людей более сильных специалистов и постоянно учился. Впрочем, это касается всех членов команды.

Что расти в карьерном отношении все-таки стоит, Бен и Фитц стараются убедить программистов в главе с честным названием «Искусство корпоративной манипуляции». Основной аргумент – когда стоишь на вершине, больше шансов выжить при потопе. В этой же главе они признают, что многие коллеги работают в «плохих» компаниях или с плохим руководителем, и предлагают инструменты выживания в такой ситуации. Если ни один не работает, выход один – эвакуация.

Наконец, пользователи – тоже люди, напоминают авторы программистам. И правильно делают. Речь идет о двух моментах – поведенческом и собственно программном. Мне не раз обычные граждане жаловались на IT-отделы своих компаний – мол, программисты высокомерные, хамят и пр. Бен и Фитц напоминают акулам кода: навыки пользования компьютерами и ПО, знание терминологии ничего не говорят об интеллектуальном уровне пользователя. Если вас попросить, к примеру, вставить стекло вместо разбитого, попутно назвав все инструменты и свои действия правильными терминами, или приготовит тесто, вы будете выглядеть такими же идиотами. Так что не надо считать маразматичкой бабушку, которая не понимает, где папка, а где – ярлык. С другой стороны, даже опытные пользователи (среди которых такие же программисты) делают оценку софта на основе первого впечатления. Первые минуты работы решают все. Если пользователь не может сходу разобраться в меню, в том, как применить элементарные функции – он снесет вашу программу при всех ее внутренних достоинствах. Он просто до них не доковыряется. Сплошь и рядом битву за пользователя выигрывает не самый мощный или надежный, а самый простой для пользователя софт. Игнорировать это нельзя. «Три кита» должны применяться и к пользователям.

«Если вы построите свою работу на скромности, уважении и доверии, то достигнете прекрасных результатов, затратив меньше усилий. Мы полагаем, что это лучший способ уделять максимум времени любимому делу (созданию замечательных программ) и сводить к минимуму участие в социальных конфликтах, бюрократических процедурах и прочих человеческих драмах», - пишут Бен и Фитц. И признаются, что все изложенные в книге подходы и принципы (помимо специфичных для программирования) посвящены поддержке любого здорового и эффективного сообщества.

Вышла новая версия Директ Коммандера – 2.9

Яндекс выпустил новую версию Директ Коммандера с улучшенной навигацией и обновленным функционалом. Версия 2...

К объявлениям Я.Директа теперь можно добавлять до 4-х быстрых ссылок

Яндекс объявил об очередном нововведении в настройках объявлений Я.Директа

AnalyzeThis: изменения выдачи Яндекса после отмены ссылок оказались не глобальными

Долгожданная отмена ссылочного ранжирования для московских сайтов по коммерческим запросам не оказала каких-либо существенных изменений на результаты поиска Яндекса, сообщается...

eMarketer: в 2013 году инвестиции в мобильную рекламу выросли на 121%

Согласно новому исследованию агентства eMarketer, в 2013 году расходы на рекламу, транслирующуюся на десктоп-устройствах, выросли всего на 2%; тогда как увеличение инвестиций в...

Facebook тестирует инструмент Business Manager для агентств и крупного бизнеса

Социальная сеть Facebook приступила к тестированию инструмента Business Manager

Google нанёс новый удар по клиентам бирж ссылок в Европе и готовится атаковать блог-платформы

Google продолжает активно понижать вручную в выдаче сайты, действия владельцев которых идут вразрез с политикой поисковой системы