Идеальный питч. Революционный метод заключения крупных сделок

Однажды на моего знакомого – менеджера среднего звена – нашло помрачение рассудка. Человек пунктуальный и хороший профессионал, он, устраиваясь на работу в солидную компанию, перепутал время – и опоздал на собеседование почти на полчаса. А общаясь с потенциальным начальником, мгновенно позабыл его имя, и в течение всей беседы называл его иначе. Его пару раз поправили, но мой знакомец прочно стоял на своем… Как только он вышел из офиса, наваждение рассеялось; пришла тоска - кому нужен сотрудник, путающий все и вся?

И все-таки… Спустя пару дней ему позвонили и предложили приступить к работе. Мой безумный соискатель не слишком удивился: альфа-самцы – они такие…

Слушая эту историю, я хохотала: сам о том не подозревая, менеджер в полной мере применил питч-метод STRONG, о котором рассказывает в этой книге Орен Клафф: лихо обошел чужие бета-ловушки, расставил свои, установил фрейм-контроль и преподнес себя как награду (все это – термины автора). Он получил приз – «выиграл» свою сделку. Слово «сделка» в книге используется в самом широком смысле, и целью питча может быть что угодно – от привлечения средств до продажи идей и повышения зарплаты. Книга написана легким, живым языком, а истории питчей автора делают ее замечательным произведением для любителей бизнес-боевиков.

Орен Клафф, автор Pitch Anything. An innovative method for presenting, persuading and winning the deal - директор отдела финансовых рынков и инвестиций в банке Intersection Capital, один из разработчиков Velocity. Он зарабатывает на проведении презентаций для инвесторов. На его счету миллионные сделки с Marriott, Hershey’s, Citigroup, основателей Yahoo!, Google и Qualcomm и др. Сейчас его средний показатель привлечения денег - около 2 млн долларов в неделю. Свои результаты он объясняет применением нового метода питчинга, основанном на нейроэкономике - горючей смеси из психологии, экономики и нейробиологии.

STRONG был разработан с горя. Начиная работать, Клафф перечитал Тони Роббинса, Тома Хопкинса и других гуру по технике продаж, бизнес-риторике и методам убеждения, пообщался с Иваном Боески, обшарил Интернет в поисках чего-то приемлемого. И пришел к выводу: все это – пустая трата времени, вчерашний день, неэффективно. Человек, заключивший сделок на 400 млн долларов, может позволить себе писать такие вещи. Он искал «свой» метод, но был вынужден его разработать. STRONG – это акроним его сути, порядка действий: Set the frame - установить фрейм, Tell the story - рассказать историю, Reveal the intrigue - заинтриговать, Offer the prize - привлечь наградой, Nail the hookpoint - поймать на крючок, Get a decision - заключить сделку.

Теоретическая база метода проста. Входящая информация вначале попадает в древний, «крокодилий» отдел мозга. Он оценивает опасность ситуации (бороться или бежать) и отвечает за сильные эмоции. Следующий уровень – средний мозг; определяет значение вещей и социальных ситуаций. Наконец, самый молоденький с т.з. эволюции неокортекс способен думать о высоких материях, абстракциях, отношениях и т.п. Ошибку прежних методов питча Клафф видит в том, что презентации адресованы уровню неокортекса, в то время как слушатели воспринимают их «крокмозгом». Задача метода – устранить этот разрыв. Основные инструменты – фреймы и работа с ними: выявление фрейма, дефрейминг, фрейм-контроль и т.д. К сожалению, самое четкое определение фреймов в книге –«некие ментальные структуры, которые придают нашему видению мира форму и вписывают отношения в контекст. Фрейм, который вы накладываете на ситуацию, определяет ее суть». Автор выделяет четыре основные типа фреймов: фрейм власти, фрейм времени, фрейм аналитика, фрейм награды. Способы управления ими он иллюстрирует примерами из собственного опыта, и эти истории покажутся близкими любому, кто хоть раз бывал инициатором сделки.

Кто из нас не сталкивался с ситуацией, когда, придя в оговоренное время к Большому Начальнику, ты вынужден ждать, пока он «ведет совещание», «стоит в пробке», «скоро будет»? Автор «Идеального питча» тоже так попадал, и научился с этим бороться. Может, кому-то – как автору книги – приходилось выбивать деньги у аферистов? Дополнительные условия: деньги нужны сегодня, физическое насилие и прочие утюги с паяльниками неприемлемы. Орену Клаффу удалось… Еще есть «родной» вариант: в разгар вашего вдохновенного питча раздается голос: «а рубашечка у нее ничего». Если такое прозвучало, значит, вы столкнулись с фреймом власти и упустили фрейм-контроль. Следуя методу STRONG, стоит ответить что-то в стиле «хорошо, я дам вам ее поносить», а то и просто начать раздеваться – не прекращая презентации. Поскольку вся эта теория фреймов сводится к тому, чтобы на вопрос «кто в доме хозяин» во время вашего питча был только один ответ: вы. И неважно, в чьем доме вы находитесь. Вы – альфа, пусть не от природы, а ситуационная, пусть – только на двадцать минут питча, но без этого результата не будет.

Орен Клафф называет свой метод радикальным. Не возьмусь утверждать, что любой читатель окажется в силах его применить, и вряд ли он подойдет торговцам вразнос. Но понять, когда его применяют к тебе и как с этим можно бороться, сможет каждый.

Facebook готовится запустить RSS-платформу для чтения?

Похоже, крупнейшая в мире социальная сеть Facebook готовится запустить RSS-платформу для чтения, аналогичную планирующемуся к закрытию с 1 июля 2013 года Google Reader...

Пользователям Яндекс.Денег стала доступна идентификация в Евросети

Как сообщается в официальном пресс-релизе компании Яндекс, начиная с 17 июня 2013 года, пользователи платёжного сервиса Яндекс...

Советы по расчёту корректировки ставок для мобильных устройств в Google AdWords

17 июня 2013 года в официальном блоге Google AdWords Россия появилась новая обучающая статья, содержащая рекомендации по расчетам корректировки ставок для мобильных устройств

Google аккумулировала треть мировых доходов от продажи мобильной рекламы

Согласно недавнему исследованию агентства eMarketer, по итогам 2012 года на долю Google пришлось более половины от всех мировых расходов на мобильную рекламу, общая стоимость...

Мэтт Каттс: «Соотношение рекламы к контенту на страницах выдачи Googlе – эталонное»

В ходе своего выступления на конференции SMX Advanced руководитель команды Google по борьбе с веб-спамом Мэтт Каттс (Matt Cutts) еще раз напомнил вебмастерам, жалующимся на...

Foursquare позволит пользователям визуализировать историю чекинов

Как сообщается в официальном блоге Foursquare, геолокационный сервис запустил новую функцию - Time Machine