После того, как «Яндекс» успешно вышел на биржу, в блогосфере и СМИ стали горячо обсуждать, сколько было выдано опционов персоналу, сколько сотрудников стали в одночасье миллионерами, а сколько акционеров – миллиардерами, упадет курс акций дебютанта или вырастет и тому подобное. Но мне интересны не игра в жадность и не количество стартапов, которые начнут создавать разбогатевшие в одночасье яндексовские нувориши, а на что сам «Яндекс» потратит привлеченные деньги.
Обычная мотивировка инвестиционных меморандумов – невиданное ранее развитие бизнеса в новых сферах, плоскостях, сегментах и подпространствах Вселенной. В каких же направлениях можно кардинально развивать бизнес поисковика? В принципе, сохранить 66% поисковой доли и бесспорное место лидера в Рунете – само по себе уже много. Но деньги не собирают под такие неамбициозные задачи. Да, здесь можно сделать многое — непаханое поле электронной коммерции, мобильные платформы, альянсы и конкуренция с соцсетями, цифровое телевидение, геосервисы и т.п. Но интереснее всего – мировая экспансия. Настоящий успех сейчас должен быть глобальным.
Куда может двигаться «Яндекс» за пределами Рунета и что ему для этого нужно?
В поисковой сфере в мире доминирует «Гугл». Центром бизнес-модели «Яндекса» тоже является поиск, и значит, мировая экспансия без битвы с «Гуглом» неосуществима. Это кажется немыслимым: у мирового лидера всего больше минимум на порядок, а зачастую в 20-30 раз: пользователей, денег, программистов, пиарщиков, капитализации, оборудования. Серверов у него, например, больше в сотни раз. Как конкурировать с противником, который больше и известнее тебя, скажем, в 50 раз? И который имеет, по всеобщему мнению, намного превосходящую глобальную технологию?
Тут есть несколько очевидных соображений.
Во-первых, клуб национальных поисковиков очень узок...
Читать далее