Олег Саламаха, бизнес-аналитик компании Netpeak, побеседовал с генеральным директором компании «Ашманов и партнеры», специалистом в области искусственного интеллекта, разработки программного обеспечения и управления проектами, кандидатом технических наук - Игорем Ашмановым.
В своем интервью Игорь Станиславович рассказал про поисковую систему для Вьетнама, тренды поискового рынка и регулирование интернета.
Олег Саламаха: - Чем вас привлек вьетнамский рынок?
Игорь Ашманов: - Вьетнамцы сами нашли нас в интернете и предложили создать поисковую систему. Им от нас были нужны технологии по оптимизации и другие разработки.
Олег Саламаха: - Зачем Вьетнаму своя поисковая система?
Игорь Ашманов: - Национальные поисковые рынки, за исключением всего нескольких, заполнены вакуумом. Чаще всего в странах есть Google, который занял своё место лидера так же, как газ занимает выделенный объем. Пользователи могут даже не знать, что бывают другие поисковики.
Но Google особенно не старается быть дружественным и релевантным. Компания не тратится на захват рынка и привлечение пользователей, а поддержкой морфологии языков занимается по остаточному принципу. Этот сценарий повторился и во Вьетнаме.
Олег Саламаха: - Почему они сами не сделали поисковик?
Игорь Ашманов: - Это может показаться странным, но не каждая страна может себе это позволить. Поисковая система гораздо сложнее, чем, например, ракетная промышленность: многие страны производят ракеты, но собственный поисковик и машинный переводчик есть лишь у единиц.
Найти разработчиков или людей с готовой технологией во Вьетнаме невозможно. Поэтому техническая команда Wada находится в Москве, а маркетинг, продажи и генеральный директор — во Вьетнаме.
Олег Саламаха: - Насколько Вьетнам привлекателен для высокотехнологичных разработок?
Игорь Ашманов: - Во-первых, это очень быстро развивающийся рынок. Во Вьетнаме около 90 миллионов населения, и больше половины из них — молодые люди. Поэтому и рост аудитории интернета в ближайшие несколько лет будет очень быстрым.
Когда мы в первый раз приехали туда три года назад, в стране было порядка 20-22 млн. интернет-пользователей, а сейчас - больше 30 миллионов.
Во-вторых, есть простое соотношение: сколько рекламных долларов на пользователя в год зарабатывает или «вытрачивается» в национальном интернете. В России это 20-25 долларов, потому что рекламный рынок больше миллиарда долларов, а пользователей — 60-70 миллионов. Во Вьетнаме это примерно доллар на пользователя, а, может быть, уже и близко к двум. Получается разница в 10-15 раз, даже если поделить на разницу душевых ВВП. Люди зарабатывают во Вьетнаме меньше, чем в России, а значит — получается запас в несколько раз на ближайшие годы…