Автор: Том Каппер (Tom Capper) – консультант по вопросам аналитики в агентстве интернет-маркетинга Distilled (Великобритания), эксперт Moz.

К настоящему времени вы, вероятно, уже не раз слышали о переходе Google на mobile-first индексацию. Тем не менее, есть один вопрос, который явно отсутствует в обсуждениях на эту тему – как это изменение повлияет на внутреннюю перелинковку и лучшие практики в этой области?

Раньше у SEO-специалистов было три основных метода для создания путей сканирования для поисковых систем: громоздкая главная навигация по сайту; HTML-страницы в стиле Sitemap, представляющие собой списки внутренних ссылок; и блоки ссылок в нижней части проиндексированных страниц. Более крупные сайты обычно использовали минимум два из этих методов. В данной статье мы рассмотрим, какие проблемы появились у этих подходов в связи с запуском mobile-first индексации, и какой метод будет оптимальным в новой реальности.

Переходим к делу: что я делаю неправильно?

Если на вашем сайте много целевых страниц, то вы, вероятно, уже задумывались о том, как помочь Google их найти и как убедиться, что они получают хорошую долю ссылочного веса. Здесь важен такой показатель, как «глубина сканирования» – на сколько кликов целевая страница удалена от главной.

Mobile-first индексация влияет на это в двух направлениях:

  • Некоторые из ваших ссылок отсутствуют на мобильных устройствах, поэтому ваша внутренняя перелинковка просто не работает в том мире, где Google сканирует в первую очередь мобильную версию страницы;
  • Если ваши ссылки видимы на мобильных устройствах, то их может быть слишком много для пользователей ввиду меньшего размера экрана, чем на десктопах.

Если вы не верите мне по первому пункту, прочитайте следующий диалог в Twitter между Уиллом Кричлоу (Will Critchlow) и Джоном Мюллером (John Mueller):

Если вкратце, то Уилл Кричлоу поинтересовался, как Google поступает с внутренними ссылками, число которых на мобильных устройствах зачастую уменьшено. В частности, будет ли поисковик использовать ссылки, найденные во время сканирования мобильной и десктопной версий везде, где нужны эти данные.

Джон Мюллер ответил, что после перевода сайта на mobile-first индексацию для сканирования и индексирования используется только мобильная версия.

Поводом для беспокойства должно быть предложение, выделенное  на скриншоте красным.

В частности, Мюллер отметил, что в переходный период Google использует и десктопные, и мобильные ссылки (поисковик находит мобильные URL на основании десктопных). Однако после завершения этого процесса будет использоваться только мобильная версия.

У тех ссылок, которые остаются видимыми на мобильных устройствах, структура, которая может быть рационализирована на десктопах, может выглядеть громоздкой. Например, как на странице «Flights to London» на сайте Expedia.co.uk:

Многие из этих ссылок являются частью сквозного футера, но они варьируются в зависимости от того, на какой странице находится пользователь. Например, на странице «Flights to Australia» пользователь получит другие ссылки. Это распространённая практика для более крупных сайтов.

В данном примере есть ещё больше неструктурированных ссылок как выше, так и ниже раздела, отображённого на скриншотах. Хотя это некрасиво, я не думаю, что это ужасно. Но это не та вещь, которой я буду гордиться, объясняя дизайнерам, почему я прошу их переработать дизайн страницы по SEO-причинам.

Как упоминалось ранее, есть три основных метода создания путей сканирования на крупных сайтах: главная навигация, HTML-страницы в стиле Sitemap и блоки ссылок в нижней части проиндексированных страниц. Ниже мы рассмотрим, проблемы, связанные с этими подходами, по состоянию на 2018 год.

  1. Главная навигация: невозможность масштабирования

Самый экстремальный пример, который я смог найти, относится к сайту  Monoprice.com, у которого в главной навигации содержится 711 ссылок:

Вот как это выглядит на мобильных устройствах:

При этом подходе важно учитывать последствия наличия столь большого количества ссылок на каждой странице сайта – так вы не сможете сконцентрировать ссылочный вес там, где он вам нужен больше всего. Кроме того, вы потенциально просите клиентов проделать большую работу, чтобы найти то, что им нужно среди всех этих ссылок.

Я не думаю, что mobile-first индексация вносит серьёзные изменения в работу этого метода. Скорее, он никогда не был методом первого выбора для крупных сайтов. Многие сайты содержат десятки, если не сотни тысяч целевых страниц. Поэтому простое использование главной навигации не является для них ни реалистичным, ни оптимальным вариантом создания путей сканирования и распределения ссылочного веса пропорциональным или целевым способом.

  1. HTML-карта сайта: проблемы с директивами «noindex,follow» и «noindex,nofollow»

Эта техника немного менее популярна в наши дни, но используется всё ещё довольно широко. Рассмотрим пример с сайта Auto Trader UK:

Идея состоит в том, что данная страница связана с футером Auto Trader, что позволяет ссылочному весу перетекать в более глубокие части сайта.

Но есть одна проблема: в идеальном мире эта страница должна обрабатываться как «noindex,follow». Однако, как стало известно в 2017 году, со временем Google начинает расценивать эту директиву как «noindex,nofollow».

Учитывая низкий приоритет сканирования страниц с атрибутом noindex, вполне логично, что в конечном итоге Google может и вовсе прекратить их сканировать, что приведёт к результатам, аналогичным использованию «noindex,nofollow». Примечательно, что также ведут себя сторонние краулеры, такие как Moz или Majestic. И это то, как вёл себя Google с тестовыми страницами на моём личном сайте.

Это значит, что в лучшем случае Google не обнаружит новые ссылки, которые вы добавите в свои HTML-карты, а в худшем – он не передаст через них ссылочный вес.

Таким образом, вам нужно индексировать HTML-карты сайта. Для более крупных сайтов это значит, что вам нужно проиндексировать десятки или сотни страниц, которые представляют собой просто списки ссылок. Это вполне жизнеспособный вариант, но если вы заботитесь о качестве и количестве страниц, попадающих в индекс Google, то целесообразность его использования начинает вызывать сомнения.

  1. Блоки ссылок на целевых страницах: хорошо и плохо одновременно

Я уже приводил пример из Expedia выше, но вот ещё один экстремальный пример из главной страницы Kayak.co.uk:

Это не совпадение, что оба этих сайта (и Expedia, и Kayak) относятся к туристическому сегменту, где главной проблемой является необходимость поддерживать огромное количество проиндексированных страниц. Как и его конкурент, Kayak также поместил на страницы большое количество ссылок, но продвинулся на шаг вперёд: эти ссылки сгруппированы и скрыты в выпадающих меню.

Как сообщалось ранее, после перехода на mobile-first индексацию контент, который скрыт под вкладками из-за ограниченного пространства, будет обрабатываться так же, как и видимый по умолчанию. Поэтому данный подход к упорядочиванию ссылок на мобильных устройствах является вполне оправданным.

В сочетании с более разумным числом внутренних ссылок и использованием преимуществ, связанных со значительной высотой многих мобильных целевых страниц, это, вероятно, наиболее широко применимый метод для глубокой внутренней перелинковки с прицелом на будущее. Однако не стоит забывать, что у каждой тактики есть свои ограничения. Как и в случае с громоздкой главной навигацией, здесь также важны юзабилити и модерация.

Подводим итоги

В целом самым масштабируемым методом для обеспечения сканирования, индексирования и ранжирования крупных сайтов является on-page перелинковка – просто потому, что у вас уже есть большое количество страниц для размещения ссылок и, по всей вероятности, естественная «древовидная» структура.

Главная навигация и HTML-карты сайта могут использоваться, но этим методам не хватает масштабируемости.

В прошлом SEO-специалисты избегали размещения ссылок на страницах, скрытых под вкладками или выпадающими меню, поскольку им казалось, что таким образом они обманывают Google. На десктопах это действительно может быть так, но на мобильных устройствах данный подход становится лучшей практикой, и нам нужно доверять в этом плане Google.

ИСТОЧНИКMoz
Редактор-переводчик. Специализируется на западном интернет-маркетинге и SEO. Освещает события в этой области с 2014 года.