Интернет-маркетинг: лучшие бесплатные инструменты

    «Ого!», – это первое, что я пробормотал, когда открыл книгу Джима Кокрума «Интернет-маркетинг: лучшие бесплатные инструменты». И вовсе не потому, что сразу наткнулся на свежую вдохновляющую мысль. Нет, с самого начала меня впечатлили четыре с половиной страницы оглавления этого относительно небольшого тома. 20 частей, 102 главы, не считая предисловия, пролога и введения – само по себе «внушаеть!», как говорил один рисованный телеперсонаж.

    Впрочем, удивление прошло после просмотра нумерации страниц: оказалось, что некоторые главы занимают не больше полстраницы, а самая длинная – едва дотягивает до десяти. Так что новички в деле продвижения себя в интернете могут не волноваться – им не придётся штудировать длинные и запутанные инструкции. С другой стороны, не стоит рассчитывать и на углублённую, говоря по-университетски, подачу материала. Кокрум предлагает краткий курс – обзор инструментов и стратегий, которые использует в своей практике.

    Собственно, все главные идеи сконцентрированы на двух страницах пролога. Это некий набор заповедей начинающего интернет-маркетолога, которые сформулированы по типу библейских, только у Кокрума на одну больше, чем в Ветхом завете: «Играйте на опережение при помощи Оповещений Google», «Создайте бесплатную страничку своего бизнеса в Facebook», «Автоматизируйте рассылки в интернете» и т.д. и т.п. Наличие этого перечня и даёт мне основание утверждать, что книга предназначена для дебютантов. Они могут почерпнуть в «Интернет-маркетинге» полезные знания и определённое количество новых понятий, тогда как опытные маркетологи уже не одну шишку набили на каждом из них.

    Прежде всего, советую обратить внимание на главы, посвящённые электронным бюллетеням, рассылкам и автоматизации email-маркетинга. Также полезны идеи, связанные с блоггингом, использованием оригинального контента, промоушена посредством видео на YouTube и тем, как использовать видеомаркетинг для достижения наилучшего результата. Вообще замечу, что большинство авторов, чьи книги по интернет-продвижению мне приходилось читать, удивительно мало внимания уделяют сети YouTube, так что советы Джима Кокрума довольно свежи.

    Однако есть одно немаловажное «но». Заявив в названии «бесплатные инструменты» (или, согласно оригиналу, low and no-cost, то есть низкозатратные и бесплатные), Кокрум действительно пишет в основном о них. Вместе с тем, он игнорирует тот факт, что некоторые предложенные тактики могут потребовать значительных побочных вложений. Речь идёт об использовании качественного (!) аутсорсинга, издании книг за свой счёт или проведении вебинаров. Кроме того, автор не упоминает, что на воплощение множества его идей требуется потратить огромное количество времени.

    И ещё несколько моментов, которые меня, скажем так, смутили:

    – В книге приводятся данные, не подтверждённые источниками, лишь со ссылкой на абстрактные «исследования» или «статистику» («Согласно статистике, правильно организованные рассылки имеют показатель ROI до 50:1 – то есть с каждого потраченного доллара вы заработаете пятьдесят»);

    – сообщается, что автоматизированные электронные рассылки доставляют подписчикам не новый контент («Люди нередко подходят ко мне и, упоминая о письме, которое получили на днях, начинают его обсуждать. На самом деле я написал это письмо со ссылкой на статью года два назад и добавил в серию первоначальных сообщений, но читатель думает, что все это написано недавно»);

    – слабо представлено продвижение в соцсетях (автор признаёт, что не является экспертом в этой области, однако вряд ли руководство по бесплатным инструментам интернет-маркетинга можно считать полным, если в нём уделяется так мало внимания SMM);

    – текст структурирован довольно хаотично. Зачастую читателю приходится, следуя авторским указаниям, перескакивать из середины книги в её начало или конец – из 53-й главы в 76-ю или к 25-ю;

    Кроме того, автор предлагает читателю не стесняться и называть себя экспертом. «Пришло время объявить себя автором. Если вы еще не опубликовали книгу, ничего страшного! Заслужить статус автора можно и без книги», – заявляет Кокрум в главе 39.

    «Вы автор, если:

    • Собираетесь однажды написать книгу и уже набросали черновик на салфетке.
    • Написали статью в блоге.
    • Записывали свои мысли на диктофон.
    • Зарегистрированы в Twitter или Facebook, и незнакомые люди подписались на ваши обновления…».

    И далее: «…если кто-нибудь будет допытываться, о чем вы пишете, будьте готовы сообщить подробности. Впрочем, можно ответить просто: «Я работаю над книгой о (нужное вставить)».

    Вполне возможно, что вывернутая наизнанку фраза «быть, а не казаться», – это тренд нашего времени. Но, на мой взгляд, к подобным советам стоит относиться с изрядным скепсисом. Запись мыслей на диктофон или поток сознания в блоге (а уж тем более наброски на салфетке) не делают никого автором. Как меня не сделает авиаконструктором то, что в детстве я рисовали самолётики в школьной тетради. И запросто написать книгу за несколько дней под силу только графоманам. «Если вы отказываетесь изучать анатомию, искусство рисунка и перспективы, математические законы эстетики и колористику, то позвольте вам заметить, что это скорее признак лени, чем гениальности», – сказал в своё время Сальвадор Дали о художниках. Поверьте, чтобы написать настоящую книгу, нужно не меньше знаний.

    Впрочем, повторюсь: работу Джима Кокрума «Интернет-маркетинг: лучшие бесплатные инструменты» вполне можно рекомендовать новичкам в деле продвижения в интернете. Несмотря на перечисленные недостатки, она содержит множество идей, полезных для неофитов. Например, в части распространения бесплатного контента или замены ROI на RLC (Relationships, Leadership, and Creativity – отношения, лидерство и творчество). Однако если вы хотите более подробно узнать, о том, как создавать бесплатный контент и максимально эффективно использовать его, советую обратиться к работе Майкла Стелзнера «Контент-маркетинг. Новые методы привлечения клиентов в эпоху Интернета».

    Журналист, новостной редактор, работает на сайте с 2009 года. Специализация: интернет-маркетинг, SEO, поисковые системы, обзоры профильных мероприятий, отраслевые новости рунета. Языки: румынский, испанский. Кредо: Арфы нет, возьмите бубен.